проект создан по благословению протоиерея Андрея Ефанова

Мальчик научился

11.07.2015

Благодаря собственному усилию, по собственной инициативе сделал шаг к пониманию языковой закономерности. Здесь «научился» означает привычную последовательность событий: узнал о своем незнании или непонимании и нашел средство и способ восполнить пробел знания или понимания. Сначала Митя узнал, что не все согласны с его мнением. И никто ничего внятно не может объяснить. Так он убедился, что чего-то не понимает. Потом он увидел и понял, как строится схема, объясняющая возникшее противоречие по-новому, и сам преобразовал схему так, чтобы старая логика, толкающая писать ЖЫ, сменилась на логику новой орфограммы.

Митя приобрел новое знание вместе с опытом преодоления старого знания. Ради этого опыта преодоления десяти минут не жалко.

Можно ли было этот опыт сделать более ярким, событийным, захватывающим большее число детей? Да, это можно и нужно делать, чтобы выращивать детей, умеющих учиться. Неизвестно лишь как, когда и до какой степени можно и должно помещать детей в ситуации, где возможно приобрести опыт преодоления стереотипии собственного действия, замедляя и отсрочивая тем самым формирование навыков и автоматизмов.

Мы прекрасно знаем, где в структуре учебной деятельности у ребенка появляется возможность приобрести опыт преодоления старого знания в наиболее концентрированном виде. Это урок постановки учебной задачи95, урок «открытия». Когда учитель чувствует, что урок - «открытие» прошел удачно, на душе у него праздник. Мы же обсуждали следующий урок, состояние наутро после праздника - время отрезвления и уборки. Однако судьба вчерашней радости, вчерашних достижений решается именно в это время. Либо вчерашнее «открытие» уступает место обыденному действию по последнему, построенному вчера правилу, либо случится то, что случилось с Митей.

Яндекс цитирования

Благотворительный фонд Помоги делом
Россия, Петрозаводск,
время работы: ежедн. 8:00-20:00
Благотворительные фонды
+7 (000) 000-00-00
http://www.pomogi-delom.ru