Вопрос психологу
На Ваши вопросы отвечает психолог, детский психолог — Мария Акимова.
Краткая справка:
Окончила Карельский Государственный Педагогический Университет, факультет Психологии. Дополнительная специализация — переводчик в сфере профессиональной коммуникации. На данный момент работает медицинским психологом при Государственном Учреждении Здравоохранения
Основная деятельность: диагностика, консультирование детей и их родителей, коррекционно-развивающая работа.
Здравствуйте, Мария.
Нашему сыну Никите 6 лет. Он инвалид детства, у него с рождения отсутствует кисть правой руки и левая кисть с предплечьем. Но он умеет самостоятельно кушать, писать, и т.д. В этом году надеемся сделать протезирование. Сейчас он учится у репетитора. Вопрос в том, отдавать ли ребенка в школу? Какие могут быть с эти проблемы?
ОТВЕТ:
Добрый день!
Решение данной проблемы во многом зависит от особенностей ребенка, его воспитания. Если Никита очень социабельный, общительный, хорошо адаптированный мальчик, то , в принципе, почему бы не отдать его в школу. В этом случае даже хорошо будет, если он окажется среди сверстников, будет общаться, получать новый опыт, который ему несомненно пригодится в будущем.
Другой вопрос — это возможность мальчика заниматься в школе, его готовность к школьному обучению, акутальный уровень развития психических познавательных процессов, развитие компенсаторных возможностей, сформированность основных навыков, необходимых для школы. Опять-таки, если мальчки вполне адаптирован, то возможность идти в школу у него есть.
При решении данного вопроса важно то, какую проблему, связанную со школьным обучением, вы боитесь, и насколько она решаема для вас, с вашей точки зрения.
Если же говорить в целом, о мнении специалистов на этот счет, то то большинство выступают за интеграцию ивалидов в общество, в частности, в школы. Это помогает адаптироваться лучше к социальной среде, способствует развитию не только социальных навыков, но и более разностороннему развитию личности.
Если же говорить о возможных школьных проблемах, то это в первую очередь общение со сверстниками, их отношение к мальчику. Также могут быть трудности в отношении учетилей, их восприятии ребенка. Однако в данном возрасте страх непринятия не так велик, как в более старшем, т.к. дети младшего школьного овзраста более толерантно относятся к инвалидам. Могут возникать трудности в самой учебной деятельности, в связи с высокой психической нагрузкой — сразу много требований из вне к ребенку.
Многое в данной ситуации зависит от личности ребенка, его физического и психического развития, а также от особенностей поведения родителей и внутрисемейных отношений.
Какое бы вы решение ни приняли (индивидуальное обучени или обучение в школе), желаю Вам и вашему сыночку во всем успехов и удачи!
4.06.10
Здравствуйте, Мария!
Ответьте, пожалуйста, на такой вопрос:
как сказать ребенку (мальчик, 10 лет) что у него заболевание РАК ? И стоит ли вообще это ему говорить? Он ведь уже все понимает, ведет себя по-взрослому.
Заранее спасибо. С уважением, Наталья.
ОТВЕТ:
Конечно, сказать ребенку все придется, но в наиболее приемлемой для него форме. Скрывать нет смысла, потому что Вас и Вашего ребенка в такой тяжелый период будет окружать много людей: родственники, медицинский персонал, пациенты того лечебного заведения, где вы будете проходить курс лечения. От общения с ними ребенка не застраховать, а ведь не все могут знать, что Вы от ребенка скрываете диагноз. И в той или иной форме кто-то может сказать все малышу. В дальнейшем это может привести к недоверию к Вам со стороны вашего ребенка.
Что касается того, в какой форме лучше сказать ребенку о диагнозе, то здесь важно учесть возраст малыша. Расскажите ему о том, что он заболел, объясните, что в этом нет его вины, расскажите о том, как изменится жизнь малыша с момента начала лечения. Лучше, если вы подготовите ребенка к тому, что Вам необходимо будет теперь часто находиться на лечении в больнице, делать различные процедуры. При этом очень важно, чтобы тон родителей вселял в малыша уверенность, что все будет хорошо, что его любят, что о нем заботятся. Не стоит передавать ребенку свой страх за его жизнь, за исход болезни. Наоборот, вселяйте в него уверенность. Самое главное — не ставьте его в позицию больного, слабого и бессильного человека. Не вешайте на него подобный ярлык. Это поможет максимально облегчить восприятие малышом его болезни, процесса лечения, а также поможет не переставать строить планы на будущее, радоваться тому, что он любит.
Самое главное — верьте сами, что Вы со всем справитесь, и у Вас все будет хорошо!
28.02.2010