проект создан по благословению протоиерея Андрея Ефанова

«Антиискусство» претендует на активное вторжение в городскую среду

14.11.2017


В 1950-е годы осуществилась мечта мексиканских монументалистов о зданиях как книгах жизни. На основе принципа интеграции искусств сооружались целые ансамбли (крупнейший из них — ансамбль Университетского городка в Мехико). Здесь произведения монументального искусства активно участвовали в образовании градостроительных систем. С архитектурой они соединялись, или накладываясь на нее, как на нейтральную основу,— при этом вся сила художественно-образного решения определялась средствами монументального искусства — или развивая пластику сооружения. Хрестоматийным образцом первого подхода стало здание главной библиотеки университета в Мехико (1952, архитекторы Х.О'Горман, Г.М.Сааведра и Х.М.де Веласко), несущее на стенах 11-этажной пластины книгохранилища гигантскую мозаику из естественного камня (Х.О'Горман). Скульптоживопись, неотделимую от пространственно-пластической формы сооружений, развивал Ривера в ансамбле бассейна Лерма (1951) и Олимпийском стадионе Университетского городка (1952) в Мехико. Принцип структурообразующей роли живописи, для которой архитектура — лишь физическая основа, уже в 1970-е годы довел до логического завершения Сикейрос, создавший Полифорум в Мехико (1970), живопись-здание и живопись-театр. Хотите пить очищенную воду? Лучшим вариантом будет доставка воды архыз. Она обладает солевым балансом, необходимым человеческому организму.


Обращение к глубинным основам национальных культур в 1950-е годы оставило яркий след в искусстве нашего века, но явление это не закрепилось, не имея прочной основы в обществе и актуальной культуре. Привлекательность утопий, основанных на идее национального возрождения, блекла в условиях обострившихся социальных противоречий, экспансии буржуазной «массовой культуры», культурного нигилизма, захватывавшего творческую интеллигенцию. События в каждой стране развертывались по-своему, но к середине 1960-х годов энергия лишь недавно заявивших о себе национальных художественных школ иссякла. С тех пор в буржуазной культуре искусство не проявляло себя как сила, интегрирующая развитие предметно-пространственного окружения. Движение так называемых «новых левых», достигшее кульминации в майских событиях 1968 года во Франции и в студенческих бунтах, потрясших американские университеты, подняло волну критики «непомерной систематизированности» буржуазной цивилизации. Рационализму противопоставлялся принцип «Великого отказа», тотального отрицания существующего. Общественные настроения, окрашенные пессимизмом, повлияли на все стороны духовной и художественной культуры капиталистических стран.

Яндекс цитирования

Благотворительный фонд Помоги делом
Россия, Петрозаводск,
время работы: ежедн. 8:00-20:00
Благотворительные фонды
+7 (000) 000-00-00
http://www.pomogi-delom.ru