Полезные "" вы можете найти на сайте WordPressPlugins.ru. WP-Cumulus требует для просмотра
На первый взгляд может показаться справедливым отзыв П. П. Врангеля о Шубине как о мастере элегантной, светской лжи. Но скульптор не ограничивался передачей внешнего светского облика Голицына- аристократа: он тонко раскрывает внутренний мир модели на casinoargo.su, мастерски используя возможность обхода бюста (от правого к левому аспекту, считая от зрителя). Первый аспект, откуда ясно виден изящный породистый профиль князя, обнаруживает не только спокойную уверенность вельможи, но и позволяет различить умную улыбку скептика. Переходя налево, откуда лицо видно в фас, зритель замечает усталость, особенно в мешках под глазами и в тяжелых веках, оттенок легкой горечи. Шубин показывает сложный образ просвещенного вельможи — умного и в то же время слегка разочарованного, уставшего от жизни; к нему хочется применить французское выражение “blasé”, означающее пресыщенность. Так раскрывается необычайно богатое мастерство Шубина, одинаково великолепное и в передаче внешности модели, и в выявлении ее внутреннего мира, в характеристике как индивидуальной, так и социальной. Вполне понятен восторг двора и самой Екатерины, которая наградила Шубина за этот бюст золотой табакеркой (1773) и приказала «никуда его не определять, а быть собственно при ее величестве». Шубину тотчас был заказан бюст императрицы.
Одна из первых работ — бюст полководца З. Г. Чернышева (1774, мрамор; ГТГ). Его простое с широким носом скуластое, уже немолодое лицо, короткая шея далеки от всякой элегантности. Но образ производит весьма значительное впечатление: в нем есть волевая собранность. Спокойные и в то же время зоркие глаза смотрят вдаль, как бы поверх ближайших предметов — взгляд, характерный для полководца, привыкшего озирать широкие пространства полей сражений. Зрачки чуть расходятся; зрителю кажется, что они направлены влево — туда же, куда повернута и голова полководца. Высокий лоб говорит о широте мысли. Губы слегка улыбаются. В выражении лица Чернышева есть непоколебимая уверенность в успехе операций, которыми он руководит обдуманно, с учетом всех возможностей. Глядя на бюст, зритель верит, что под командованием Захара Чернышева был взят в свое время Берлин. Но заслуженная слава не вскружила полководцу голову: через 20 лет он остался таким же простым человеком, каким был и до своих побед.
Совершенно иначе трактован бюст другого полководца — знаменитого П. А. Румянцева-Задунайского, победителя в войнах с Турцией. Наиболее интересен гипсовый экземпляр, отлитый непосредственно с глиняного, первоначального (1777; ГРМ). Румянцев изображен здесь предельно реалистически: скульптор не приукрашивает курносого носа, маленьких заплывших глаз, полных щек и двойного подбородка, подпираемого узким воротником. При этом Шубин наделяет лицо такой энергией и задором, что зритель забывает о некрасивых чертах полководца, восхищаясь этой горячей жизненностью. Особенно хороши брови, взлетевшие кверху у висков, и едва пробивающаяся улыбка. В полном соответствии с бьющей через край энергией дана и откинутая назад голова, и поднятое левое плечо, которому соответствует косой срез бюста; зритель представляет руку полководца, как бы поднятую вверх и призывающую войска следовать за ним. Мраморный бюст того же Румянцева-Задунайского (1778; Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск; др. экз. — ГРМ) более закончен и потому утратил нечто от темпераментности и простоты гипсового оригинала. Румянцев здесь более величествен, в нем больше порыва, даже вдохновения. Его откинутая голова и поднятые вверх глаза как бы обращены к войску. Динамизм есть и в плаще (отсутствовавшем в гипсовом варианте), складки которого взлетают вверх вместе с поднятым плечом. И в этом бюсте скульптор одухотворил некрасивые черты полководца, сделав их обаятельными. Зритель верит, что за таким горячим полководцем могло беззаветно ринуться в бой русское войско.