Как воспитывать ребенка
Сейчас пропагандируется столько модных методик воспитания, что родители теряются порой: по какой из них воспитывать своего ребенка, и стоит ли вообще строго придерживаться системы воспитания.
Доман, Штайнер, Спок, Монтессори – великие педагоги, создавшие абсолютно непохожие одна на одну системы воспитания детей. Что именно подойдет для ребенка, какая методика станет идеальной? И нужно ли строго придерживаться правил, предложенных в различных программах? Попробуем ответить на эти вопросы.
Методика Марии Монтессори
Разработанная более 100 лет назад итальянским врачом методика считается сейчас едва ли не самой популярной у родителей всего мира. Она учит самостоятельности. Ребенок должен сам, без указаний взрослых освоить этот сложный мир. Не стоит его подталкивать, сравнивать его способности с другими детьми. Ведь каждый человек индивидуален. Кто-то раньше начинает разговаривать и ходить, кто-то позже. Не суть важно. Главное – обеспечить малышу спокойное существование, без стрессов, ругани и одергиваний. Если ему нравится жвачка для рук неогам, а родителей раздражает, что малыш мнет ее в руках, лепит фигурки и швыряет ее на пол – пусть наиграется. Ему это вскоре надоест, и ребенок переключит свое внимание на другие занятия.
Педагогика Монтессори предполагает, что родители и педагоги являются друзьями и наставниками. За рубежом практикуются детсадовские группы, работающие именно по этой системе. Здесь младшие учатся у старших, берут с них пример. Таким образом, они развиваются быстрее, ведь детям гораздо легче понять детей, чем нас, взрослых.
Минусом такой системы является тот факт, что не все родители смогут выдерживать некоторые вещи. К примеру, минут десять ждать, когда малыш своими пока еще неловкими пальчиками завязывать шнурки на ботинках.
Методика Рудольфа Штайнера
Методика разработана в начале 20-го века и называется вальдорфской. На первый взгляд, она также, как и у Монтессори, развивает творческий потенциал ребенка. Но Штайнер считает, что педагог, родители или воспитатель являются для ребенка примером для подражания. Проповедуется авторитарность и возвращение к народным традициям той страны, в которой малыш растет и воспитывается. Никаких телевизоров, компьютеров, пластиковых игрушек. Считается, что ни одна современная игрушка йо йо не заменит народные игры, песни и танцы. В детских садах, где применяется такая методика воспитания, дети самостоятельно делают игрушки. Очень интересно, что куклы, изготовленные из обрезков ткани, не должны иметь лиц – так лучше развивается воображение. В качестве конструктора используются камешки, обрезки поленьев, шишки, желуди и другой подручный материал.
Для многих родителей такая методика неприемлема, ведь предполагается, что до 7 лет малыш должен абсолютно самостоятельно познавать мир, причем только опытным, а не рассудочным путем. И только после 7 лет ребенка начинают воспитывать по вальдорфской методике.
Итак, если родители решат, что к ребенку обязательно стоит применить четко сформулированную программу воспитания, то вот совет: прежде всего систему важно изучить самим, сопоставив свои убеждения и традиции семьи с индивидуальными особенностями малыша. И главное – это единодушное принятие программы всеми членами семьи.