Проповедь о.Андрея (Ефанова) о расслабленном
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Исцелив расслабленного, Господь что ему сказал? «Иди и больше не греши, чтобы не случилось с тобой худшее». Наше состояние тем и страшно, что мы те скорби, те немощи, которые у нас есть, не ценим как замечательное средство к нашему исцелению. Как в Ветхом Завете жилось сложно! Ангел Божий сходил в единственную купель однажды в год, и только первый сходивший в эту купель, окунавшийся в эту купель исцелялся от любого недуга. Но как нам Господь даровал великую свою милость. У нас чудотворных источников очень и очень много, даже на нашем приходе - и то имеется чудотворный источник, который мы не чтим как подобает, мы бы должны постоянно туда ходить, постоянно окунаться в купель, постоянно омываться водой из этого источника, но мы этого не делаем, потому что не считаем, наверное, столь важным, столь полезным для нашего спасения. И исцеления на источнике происходят по вере нашей, а не раз в год первому окунувшемуся. Какая великая благодать! Мы можем жизнь свою, свои все дела, все свое дальнейшее будущее полагать на волю Божию, то есть мы можем уповать, что Господь, как любящий отец, видит наши немощи, видит наши нужды и знает, чем нам помочь. Тому, кому нужно исцеление тела - Он подаст исцеление тела; кому нужно, чтобы была здрава душа, а это и есть главная цель в жизни каждого христианина, то Господь и пошлет нужные скорби, ибо только скорбями очищается наша душа. И вот Господь каждому подает то, что необходимо для его спасения. Господь дал нам святые храмы, в которые мы можем ходить, в которые мы можем собираться на молитву, и в этом нашем собрании, воспоминая слова Божии — «где твое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них, мы можем осознавать, что Господь невидимо с нами пребывает. Когда священник кадит храм, он кадит иконы. Но каких икон больше - икон, написанных рукою иконописца или, может быть, сделанных типографским способом - или тех икон, которые сотворил Сам Господь. Наверное, в нынешнее время сейчас примерно одинаковое количество этих икон, ибо каждый из нас есть икона Творца нашего, мы образ Божий и этот образ Божий, который мы несем в себе, мы должны очистить от всякой страсти, от всякого греха, как любую икону, когда мы находим её в состоянии неухоженном, когда мы видим плесень на этой иконе, паутину, что мы делаем? Мы несем эту икону к чистому источнику воды и омываем ее, вот так же и у источника видимого, который даровал нам Господь, и источника невидимого, но всеми наши осознаваемого, Который есть Сам Господь, Который дает воду живу, пьющий которую не жаждет вновь. Очищается наша душа, очищается тот образ Божий, который вложен во всех нас. Если мы видим икону поврежденную, так что порой и лика даже у нее не сохранилось, то мы эту икону несем иконописцу и иконописец поправляет этот образ; так же, когда и мы своими грехами, своими страстями, своими неподобными поступками образ Божий в себе извращаем настолько, что уже нельзя в нем увидеть Бога, тогда мы идем на исповедь, каемся в грехах своих и в таинстве святого причащение вновь обновляемся во Христе Иисусе, в Господе нашем. Вот насколько благостна наша жизнь. Нам не нужно ждать год, не нужно ждать очереди, чтобы исцелиться от своей болезни, потому что мы знаем, что причина всякой болезни есть грех, и исцелиться от всякой болезни можно только лишь победив страсть, только лишь победив грех. Но порой бывает так, что некоторые болезни не проходят и мы не исцеляемся от них. Почему же так? К сожалению, есть те страсти, которые мы не можем никаким образом победить. И для исцеления этих страстей нужно очиститься от всякого-всякого греха, а это необходимо, жизненно необходимо, потому что в Царствие Божие, как говорится в Писании, ничто нечистое и скверное не входит. И поэтому очищение должно быть полным, мы должны быть святы, как свят Бог наш — пусть в той степени, которую может вместить наше немощное естество. И вот для того, чтобы душа очистилась, порой и до смерти нам приходится терпеть различного рода болезни. Бывают случаи, когда человек не может исцелиться от какой-то страсти, и вот посылается ему болезнь. Была у меня одна знакомая, она в молодости страдала блудом, она изменяла мужу, вела себя неправедно. И вот к старости она во всех грехах вроде как покаялась, она вроде исправила всю свою жизнь, но вот осталась какая-то частица сладострастия, осталось что-то в душе ее нечистое, и вот она была поражена раком. Страшная болезнь, очень больно было видеть, как человек верующий, молитвенный, духовный поражен страшной болезнью и не может уже исцелиться, и ничего уже помочь не может, остается только ждать смерти. Но вот именно в эти дни, когда всё телесное, плотское уже было повреждено смертью и оставалось жить считанные дни, душа этой рабы Божией очистилась от тех страстей, которые терзали ее душу. Господь знает, что нам полезнее и Господь восстановит наши тела, восстановит уже без болезней, без немощи, и не будем мы ходить с палочкой, не будем носить очки, потому что Господь исцелит всё, от нас лишь только зависит , пожелаем ли мы очиститься от страстей. Господь всё для нас сделает, только бы мы были готовы принять эту Божию благодать, исцеляющую нас, дающую нам вечную жизнь. Ведь земная наша жизнь скоротечна и мы скоро все предстанем перед престолом Божиим, предстанем - и что мы там ответим? Дай Бог, чтобы мы, получив то исцеление, которое получил расслабленный, но прежде всего исцеление души, а тела - тогда, когда это потребно будет, в этой жизни или в будущей, остались столь благодарны Господу, что жизнь свою отдали Ему. И опять же - всё это жизненно необходимо для нас. Если жизнь наша всецело не посвящена Богу, значит она лжива. Если мы какую-то часть своей жизни живем без молитвы, без Господа, значит, мы у самих себя украли эту часть жизни, значит, эта часть жизни украдена у вечности. Страшно, что происходит следующее Мы час за часом, день за днем, неделя за неделей, месяц за месяцем, год за годом воруем и воруем у вечности частицы своей жизни. И постепенно наша жизнь становится беднее, и сколько случаев мы знаем когда человек прожил жизнь, уже наступила старость, а жизни в душе этого человека нет; человек похож на живой труп. Вот телевизор, наверное, все-таки все в той или иной степени смотрят; кто-то меньше, кто-то больше, потому что этот грех поработил всю землю, опутал дьявол весь мир этой паутиной, и эта паутина захватила всех, все подключены к этому телевидению, более или менее, часто ли, редко ли - смотрят все эту гадость, и вот, наверное, видели или, по крайней мере, слышали от знакомых, фильмы про зомби, про живых мертвецов. Вот такими же живыми мертвецами выглядят в духовных очах те, кто жизнь свою живут не в Боге; и вот уже человек стар, уже кожа его вся увяла, человек уже выглядит немолодым; казалось бы, пора думать о смерти. О чем думает человек? Человек красит себе волосы, делает маникюр, накрашивает ногти, губы, глаза… вот действительно, как зомби пытается перестать человеком, так и этот уже разлагающийся духовно труп пытается выглядеть похожим на человека. Как это страшно, как это ужасно! Но Господь и умерших может воскресить. Четверодневный Лазарь был воскрешен Господом в четвертый день после смерти. В Палестине это не то что у нас, у них хоронят в первый же день, редко во второй. Почему? Очень жарко, тело начинает разлагаться очень быстро, на четвертый день тело уже достаточно сильно разложилось. Мне приходилось отпевать однажды женщину, на 4 или на 5 день после ее смерти жарким летом. Родственники даже боялись и не могли преодолеть свои какие-то чувства, брезгливость может быть, еще что-то, и не могли войти в комнату, где стоял гроб. Были открыты настежь все форточки и мне приходилось отпевать ее в полном одиночестве. Потом зашли родственники, закрыли гроб, вынесли, вот в таком состоянии примерно был, наверное, и Лазарь. Господь воскресил его, такого мертвеца; поэтому и тем духовно мертвым, кто уже разлагается, от которого уже смердит духовностью, от человека, в котором жизни-то практически нет, и такого Господь может воскресить - было бы его желание, было бы его стремление, хотел бы человек жизни вечной, хотел бы человек спасения, но нет. Какое большое село - и никого в храме практически нет, несколько человек всего ходят. Почему? Потому что умерли все, умерли все для Бога, потому что с пятницы вечера начинается и до воскресенья вечера пьянка, дебоши, драки, дискотеки, веселье, всё в дни, которые должны посвящены быть Богу, все эти дни проходят в грехе, проходят в напрасных развлечениях, в душевредных развлечениях, и большинство людей таким образом живут, для большинства это и есть нормальная жизнь. А почему такая жизнь им кажется нормальной? Да потому что рождены они от духовных трупов и уходят из жизни даже по сути не родившись; приходят и говорят : «Нам бы креститься». Благое дело - креститься, если есть вера. Если веруешь, то можно креститься. А если веры нет? Я, говорит верую; но где плоды веры твоей? Где ты в храме бываешь, где ты молишься, где ты живешь, какие молитвы читаешь дома, ведь если человек верующий, но еще не крещеный, но его душа стремится к Богу, он все равно будет молиться, правильно ведь? Человек верующий без молитвы жить не может, крещеный он или не крещеный, сколько мучеников пострадали за Христа, будучи некрещеными, их никто не успел крестить, но они своей верой доказали то, что они христиане, и мы принимаем их как крещеных, как христиан, говорим, что они крестились своею кровью. Но креститься нужно не кровью, как сказано, а водой, Господь просто видя, что нет времени у них для того, чтобы принять крещение обычным путем, Господь принимает их в Царствие Небесное как крещеных, хотя формально они крещены не были. А сколько сейчас совершенно противоположного, когда формально все крещеные, а никто не верит в Бога. Какие же это христиане - приходят венчаться, но зачем венчать людей, которые живут без веры, без молитвы; венчание, прежде всего, это благословение на благочестивый христианский брак, это не узаконивание блуда, это не единственно возможное заключение брака; если вы неверующие - не приходите венчаться, иначе просто оскверните благословение, данное вам Церковью, не обязательно блудом но жизнью невоцерковленной, жизнью вне Христа, это тоже осквернение Божией благодати. Приходят — «отпойте моего родственника», но как отпеть его, если он в храм не ходил, кладут в гроб ему крест, нательный крест, я спрашиваю - а зачем класть крест нательный в гроб? «Он же крещеный» - отвечают. Но ведь он его не носил никогда при жизни. Вот я священник, но если я, допустим, оставлю свое служение священника, уйду в мир, не буду служить, буду жить неблагочестиво, меня лишат сана, допустим, или даже сана не лишат, просто Владыка отправит под запрет и всё, и вот пройдет 10-15 лет, я умру, и придут, меня оденут в священнические одежды, дадут мне Евангелие, крест в руки, что можно сказать? Зачем давать Евангелие в руки человеку, который оставил евангельские заповеди; зачем крест давать человеку, если он не нес свой крест, зачем одевать в священнические одежды человека, если он не служил. Точно так же и человека, который формально крещеный, но крест не носил, Богу не молился, в храме не бывал - зачем на него надевать крест? Да и отпевание - поможет ли такое отпевание душе человека? Ведь в отпевании мы такие слова говорим — « упокой, Господи, верного раба Твоего, в мире почившего раба Твоего». Но какой же это верный раб, если он в храме никогда не бывал, Богу не молится, жил не по заповедям Божиим, а по «заповедям» этого сатанинского мира. Конечно же, это не христианин. Да, молиться о таком надо, много нужно молиться о человеке заблудшем, никто не говорит, что нужно оставить молитву, но честно ли будет говорить о нем, что он «в вере почивший», вот какое наше положение. Сколько людей жаждет помощи Божией, сколько людей понимает, что без Бога жить невозможно, но Бога они не любят и в храм не ходят. Все себя считают крещеными, долгом своим считают креститься, потому что душа еще не совсем умерла, потому что душа еще болит и жаждет исцеления, но человек не хочет приложить усилия. Расслабленный долгие годы пролежал у источника; пролежал, наверное, много молясь, не просто так Господь его единственного исцелил из многих и многих — как сказано, там лежало множество болящих , слепых, хромых, сухих, то есть тех, кто находился в болезни, в страшном состоянии, но вот Господь избрал этого расслабленного, опять же, не потому, что он долго прождал, а потому, что он мог принять Божию благодать, потому, что он мог услышать слово Божие. А многие так же желают исцеления, но Божие слово услышать не могут и не хотят жить по заповедям Божиим. Страшно такое состояние. В той или иной степени все мы такие, в той или иное степени мы все причастники греху, потому что грех возобладал над нами. Мы хотим не грешить, но грешим. Почему? Потому, что грех стал частью нашего существа. Но как любая болезнь, если ее не лечить, превращается в болезнь смертельную, так и наши грехи, если ими не заниматься, если не пытаться исцелиться, превращаются в смертную болезнь, в болезнь, которая полностью может убить нас. Полностью может погубить нашу душу. Поэтому будем просить, чтобы Господь исцелил нас, просить словами: «Господи ими же ты Сам веси судьбами спаси мя». То есть - Господи, спаси меня так, как Ты Сам знаешь, тем путем, который есть путь ко спасению. Если мы не будем идти этим путем, то погибнем, и только Ты, Господи, знаешь, как нас спасти, как нас направить на этот путь. Пускай воля Божия исполняется на нас, а не наша грешная, немощная, порочная. И пускай Пресвятая Владычица наша Богородица будет нашей ходатаицей перед Сыном Своим, пускай Она умолит Господа помиловать нас грешных, нас немощных, одержимых страстями, грехами, Она безгрешная и святая, превысшая всех небесных ангельских чинов, и пускай святые, Богу угодившие, очистившиеся от своих страстей и Богом очищенные, вошедшие в небесные обители, молятся о нас, и мы всегда не забываем наших небесных покровителей, тех святых, к кому мы обращаемся и тех святых, которые молятся о нас. И пускай эта молитва, молитва церкви небесной и нашей церкви земной, соединится воедино и прославляет Отца, Сына, и Святаго Духа, Бога в Троице единосущного. Аминь.