проект создан по благословению протоиерея Андрея Ефанова

Проповедь о.Андрея (Ефанова) о мытаре и фарисее

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Евангелие, которое готовит нас к святому Великому посту, говорит нам о том, как некогда мытарь(в нынешнее время налоговый инспектор) и фарисей (человек, исполняющий буквально все заповеди ветхозаветного закона) пришли в храм.  Пришли в храм -  и в молитве своей каждый из них  говорил о своем. Фарисей благодарил Бога за то, что Бог создал его благочестивым, верующим, праведным. Говорил -  благодарю тебя, что я не такой как  прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи…  он перечислил всех грешников, думая, что исполнением закона он полностью стал праведным. И добавил к этому благодарю тебя что и я не такой, как этот мытарь. Человек стоит рядом с ним, молится, а вот фарисей уже знает, что он лучше, что он праведнее, что он честнее. Ничего не напоминает? Нас с вами. Мы всегда забываем эти слова Господни  сами всегда становимся подобны этому фарисею. Хотя фарисей хотя бы исполнял все заповеди мы даже частично заповеди Божии не исполняем, но уже гордимся, благодарим  -  «благодарю тебя, Господи, что я не вор, не убийца, в храм хожу, пощусь, молюсь,  может быть мало, но больше чем все остальные в нашем селе и больше чем вот та Маша, которая вот вчера напилась, пьяная ругалась со всеми. Мытарь, как повествует евангелие,  стоя вдали, не смел поднять глаз на небо. Вот иногда заходят в храм люди и боятся даже от порога отойти, падают у порога, падают и со слезами просят прощения у Бога. Это те люди, которые осознали свою греховность. Нет, конечно же, их жизнь была  неправедной, их жизнь была греховной от начала и до конца, впрочем как, конечно,  и наша, просто наши грехи менее заметны, они покрыты внешним благочестием и некоторыми  добрыми поступками. А у этих людей  порой добрых поступков незаметно, а внешнего благочестия не было отродясь. И Господь, не говоря, что  мы должны поступать как мытарь (не забываем, что мытарь  -  налоговый инспектор, который работал даже  не на свое государство -  на римскую империю, на своих врагов, врагов своего государства, своего народа, он был вдвойне предателем в глазах всех, он предал и людей, собирая налоги (нынешние налоговые инспекторы тоже в глазах людей предатели, хотя, конечно,  в большинстве своем это честные люди, которых я вот лично знаю, это люди, намного  честнее,  чем представители некоторых других профессий, связанных с властью).  Господь не призывает нас  быть грешниками,не говорит, что грешником быть лучше, не говорит, что и фарисеем  быть лучше, он говорит о том, что из храма мытарь вышел более оправданным, а почему? В Писании говорится -  просите и дастся вам. Что просил фарисей? Фарисей ничего не просил. Фарисей был доволен всем -  у него хороший урожай, счастливая семья, спокойствие, мир,  благополучие и он праведен. А мытарь просил прощения. Он милости себе просил у Бога. И вот поэтому он вышел из храма более оправданным. Но это не значит, что его жизнь должна была продолжаться и далее так. Он должен был исправиться. Мы помним  -   недавно читали про Закхея мытаря, который всю жизнь грешил, обманывал, обижал людей, но вот так уверовал в Господа, что Господь после  того, как тот изменил свою жизнь с греховной на праведную, еще даже не сделал добрых поступков,  но только пообещал  — и Господь, видя его сердце, сказал -  сегодняшний день спасение этому дому настало. Вот такие слова;  мы знаем еще одного мытаря,  это евангелист Матфей, то есть  Господь грешников привел ко спасению и нас, грешников, Он также ведет по пути ко спасению. Мы ведь не праведны. Если мы внимательно присмотримся к своей жизни, мы поймем -  праведности в нашей жизни практически нет. Мы всегда находимся во грехе И неважно как мы постимся -  строго или нет, потому что пост, физический пост, важен больше для монахов, подвижников, для людей с крепким здоровьем, мы же больны, слабы, нам пост должен быть облегчен. Важно не то, как мы молимся, потому что и молиться-то мы не научились -  нет, нужно молиться, нужно все силы прилагать, чтобы правильно молиться, но опять же -  и тут мы слабы, мы не научились правильно молиться в детстве и теперь нам тяжело уже наверстать упущенное. Но покаяние, осознание своей греховности и изменение своего греховного сознания от греха к добродетели должно у нас быть. Должно быть. А что это такое? Что такое покаяние? Покаяние -  это когда мы осознали грех и возненавидели этот грех, чтобы он стал чужд нашему естеству. А то ведь как бывает? Уже человек вроде как сам и не грешит, но оправдывает грехи другого. Оправдывает не человека, потому что  чела мы должны оправдать, человека мы не должны осуждать, но сами поступки греховные все-таки должны нами быть обличены, не обязательно в глазах этого человека, но хотя бы в своем сердце. О чем я сейчас говорю? О том, что бывает вот совершила молодая женщина аборт. Не нужно ее, конечно же, осуждать, не нужно говорить — «ты недостойна рядом с нами молиться, ты не человек» и прочее, прочее -  нет. Но убийство всегда остается убийством. Вчера приходилось читать такую фразу от очень уважаемого человека -  «Церковь приравнивает аборт к убийству». Человек очень уважаемый но человек неправ. Церковь не приравнивает аборт к убийству. Церковь называет аборт убийством. Нельзя приравнять к убийству, допустим, если человек злонамеренно, допустим, в  пьяном виде или в злобе какой-то до смерти забил железным прутом другого, вот у меня был в практике такой случай, когда человек в ненависти своей выпивши и избил железным прутом до смерти, сейчас еще сидит, еще не освободился. Нельзя же сказать, что мы приравниваем его поступок к убийству. Нет. Он совершил убийство.  Также и об аборте нужно говорить -  совершено убийство живого человека. Совершено убийство и никаких оправданий  этому быть не может. А именно    вот это оправдание, об этом я и хотел сказать, наступает  оправдание поступку. «Да она молодая, да она учится,  да  они бедные, да они нищие… и это звучит из уст христианина, который сам покаялся во многих тяжких грехах, может даже и в аборте покаялся,  на исповеди сказал, однако же осталось в его душе сочувствие греху, оправдание греху, оправдание поступку. Нет, не нужно  этого человека судить, наоборот -  нужно поддержать эту женщину, дать ей возможность покаяться и исправиться, но  ее поступок оправдывать какими-либо действиями нельзя Нельзя почему — потому что мы не оправдываем  другие убийства, мы же не говорим что Чикатило совершал убийства хотя и конечно плохо, что но их совершал он был душевно болен, но нуждался в этом, к этому его толкали определенные обстоятельства, связанные с его душевным складом. Мы так не говорим?  Нет. Мы осуждаем его преступление. Мы осознаем,  что человек был вменяем и в состоянии вменяемости потакал своей страсти. То же самое и здесь.  Смотрим телевизор  и в телевизоре видим греховные поступки. Если бы наши дети так поступили, мы бы стыдились за них, а в телевизоре  мы это оправдываем, а в телевизоре жизнь  как нереальная  -  и мы оправдываем эти поступки, а значит что? -  сочетаемся греху, вновь и вновь сочетаемся греху. Вот наша греховная жизнь вся и состоит не в том, что мы  съели соевую сосиску (в наших сосисках мяса нет), соевый майонез, в котором одно яйцо на целое ведро, выпили молока, которое нам по здоровью просто необходимо, а вот именно в сочетании души своей  греху, в сочетании души бессмертной, души вечной тому, что не может пойти в вечность. Вот это и мешает нашей душе, это и мешает нашей душе спастись. И пока душа не очистится вот от этих пристрастий греховных, она не может войти в Царствие Небесное. Иногда говорят,  что вот на сороковой день душа проходит мытарства и попадает на частный суд. Но почему на сороковой день, с чего это взято, если кто-то из людей прошел на сороковой  день мытарства, это не значит, что мы с вами пройдем их за такой же срок. Потому что  время нужно, чтобы душа наша очистилась от страстей, а пока мы не прошли мытарства, пока  мы не очистились от страстей,  то не можем быть спасены, не можем быть в состоянии, когда войдем в Царствие небесное. Это очень важный момент.  Иногда говорят, что после смерти душа не может покаяться. Ну то, что душа не имеет инструмента  к покаянию (тела), это, конечно,  известно всем. Но почему же тогда, если душа не может покаяться, она  может войти, пройдя мытарства  и некие испытания и страдания посмертные, и может войти в Царствие небесное. И как человек, который имел хоть -какое-то  греховное пристрастие, может войти в Царствие небесное? Значит никого в Царствии небесном нет, каждый человек грешен, никто не свят в той полноте, в которой свят Бог, а в Царствие Божие, как говорит Господь, ничего скверное или нечистое не входит. Значит, получается следующее. Получается, что все же душа  имеет возможность очиститься, но ей  в земной жизни это сделать легче, нежели по смерти. А значит,  и наша молитва об усопших имеет то же значение -  очищение души. Но очищение души по смерти происходит сложнее. Потому что здесь мы имеем инструмент для исправления -  тело.  Вот для этого и нужен пост, воздержание очес. Глаза душа закрыть не может, душа всё видит, никуда она глаза не закроет, а здесь мы  увидели грех, увидели что-то плохое  -  по телевизору ли, в журнале, в газете — закрыли глаза, и не видим греха. Не можем мы изменить греховность мира -  значит, должны закрыть на это глаза. Если можем изменить -  должны вмешаться и исправить. И вот апостол, наставляя своего ученика апостола Тимофея, говорит нам о том, что злые люди, обманщики будут преуспевать во зле, то есть,  соответственно,  мы должны помнить, что мир лежит во зле. Вводя в  заблуждение и сами  заблуждаясь, они будут совершать это.  Но мы имеем возможность бороться с этим. Бороться каким образом? Апостол говорит: «пребывай в том, чему  научен  и что тебе вверено, зная, кем ты научен». Все мы научены евангелием, все мы научены Христом. Не священник есть первейший учитель каждого из нас,  но Сам Господь. Именно Господь всех нас привел в храм Божий. Не какой-либо священник, пастырь, потому что священник или какой-либо благочестивый мирянин мог подтолкнуть нас к этому, помочь нам войти в церковь. Но все равно именно внутри нас Господь посеял то семя, которое выросло в дерево веры. Пускай это дерево в нынешнее время -  маленький росточек, но ему предстоит стать великим древом  в Царствии Небесном. И вот опять же, древо,  которое возрастает в Царствие Небесное. Каким образом мы, слабые и немощные люди, можем стать частицей Царствия Божия,  как это Царствие Божие может возрасти в наших сердцах?  Пример тому -  преподобный  Феодосий Великий, который жил  в 5-6 веках и был родоначальником  общежительного монашества. Вот человек, который всю свою жизнь посвятил Богу.  Еще в детстве он посетил Святую землю, посещал великих святых своего времени, Симеона Столпника и других, и возжелал жизни монашеской. В это время, когда гонения на церковь прекратились,  в среде верующих уже было много соблазнов, много искушений и жизнь христианина уже перестала быть жизнью, всецело посвященной Богу. Поэтому-то многие и стремились уйти в монашество, потому что не видели сил в миру исполнить заповеди евангельские. И вот преподобный Феодосий ушел в Палестинскую пустыню, поселился там в пещере и прожил в этой пещере тридцать лет. Мы вот сейчас многие хотим стать праведными за пять, за десять лет, до этого в храм не ходили, Богу не молились и вот пришли в храм -  через пять лет подвижник, через пять лет служения священника он уже старец (ну ладно -  через десять, ну пятнадцать…) а здесь человек с юности  был воспитан благочестивыми христианскими родителями, но, прежде чем стать наставником других, он тридцать лет  подвизался, находясь в пустыне, в молитве, в одиночестве, вот такой подвиг нес человек  -  и только тогда он смог стать тем, кем он стал, то есть основателем общежительного монашества. У нас сейчас в русской церкви все монастыри по определению, по уставу — общежительные, то есть у них в этих монастырях все общее, монах не может назвать своей ни одну вещь, которой он пользуется, даже свою одежду. Но изначально монашество не всегда предусматривало это. Монахи уходили в пустыню, монахи уходили в затворы, как Симеон Столпник восходили на столп (на такой кирпичный каменный постамент) и стояли на нем, молясь, но при этом они не отказывались от собственности, хоть эта собственность,  конечно, и была  очень и очень скудной. И вот преподобный Феодосий основал общежительное монашество, то есть как ангелы не имеют ничего своего, так и подобия ангелов на земле -  святые иноки  — они тоже отказываются от любого имущества. И вот он основал Лавру, в которой при его жизни было собрано до семисот  монахов. Семьсот человек монахов, это же огромнейший монастырь, при том что много других подвижников было  в пустынях, в других монастырях, которые не были общежительными, но вот он, преподобный Феодосий, введя этот устав общежительный, собрал желающих отказаться  даже от самого скудного имущества. Но отказавшись от скудного имущества, эти люди уже не только пребывали в молитве, они и проводили жизнь в служении ближнему. Именно в Лавре были основаны станноприимные дома, больницы и нуждающиеся люди могли  получить там пропитание,  лечение, причем были случаи, когда наступал в  Палестине голод, люди приходили, просили хлеба у преподобного Феодосия и, как мы знаем уже в России впоследствии, преподобный Сергий отдавал последнюю пищу  и вот приезжали возы с еще теплыми хлебами. Так и у Феодосия  было, когда пищи не было почти в монастыре,  но вот братия открывала житницы и там находила хлеб в изобилии. Таким образом чудесно Господь  питал и братию, и тех,  ради кого они делились последним. Вот такая любовь к ближнему была у этих людей. Прожил преподобный Феодосий долгую жизнь, 105 лет, почему так долго этот человек жил, не умирал, не  отходил ко Господу? Потому что его жизнь была наставлением для других, он жил ради других, сам будучи уже праведен, он продолжал свою жизнь. Как часто это встречается и с современными подвижниками. Уже вроде бы и человек при смерти, человек вроде бы уже совершено бессилен, но ради своих духовных чад, ради наставления людей он  живет и живет еще некоторое время , а иногда и долгие годы. А мы должны пользоваться случаем и внимать слову Писания, внимать житиям святых и так же праведных людей,  которых мы встречаем при жизни, внимать их наставлениям, потому что наше время кратко и упущенный день  упущен для вечности. День, проведенный без молитвы, без добрых дел, без чтения духовных книг, которые наставляют нас на исполнение божественных заповедей, прошел зря. Прошел зря и отдадим мы за это ответ Богу. И как великий преподобный Феодосий,  который,  уйдя на тридцать лет в затвор,  не забыл о людях, но основал больницы, станноприимные дома и стал утешать многих приходящих к нему,  создал монастырь для того,  чтобы и другие могли спасаться, так и мы не должны забывать о ближних.  Не должны забывать о том, что вокруг нас всегда есть те, кто нуждается в нашей помощи, поддержке и должны помогать ближним. А помогая ближним -  не должны возноситься как фарисей,  потому что хотя бы одно фарисей делал -  он  исполнял те заповеди,  которые были предписаны ему законом, а мы эти заповеди не исполняем. А раз не исполняем эти заповеди -  значит, находимся еще в грехе, значит мы ничем не лучше мытаря. А значит, мы еще хуже  мытаря, мы превозносимся, будучи во грехе,  значит мы самые великие грешники. И единственное что нам есть возможность для спасения -  это то, что мы осознаем свою греховность и изменим свою жизнь прямо сейчас. Изменимся и по молитвам преподобного Феодосия Великого, по молитвам евангелиста Матфея — мытаря, по молитвам всех святых да помилованы будем Господом  и изменим свою жизнь на жизнь праведную. В том году у нас Великий пост  наступает рано. А значит и времени у нас на подготовку к нему тоже мало.   Поэтому не будем тратить время, но будем духовно готовиться к наступлению Великого поста. Храни Господь, вот теперь будем молиться за упокой.



Похожие статьи



Комментарии запрещены.

Яндекс цитирования

Благотворительный фонд Помоги делом
Россия, Петрозаводск,
время работы: ежедн. 8:00-20:00
Благотворительные фонды
+7 (000) 000-00-00
http://www.pomogi-delom.ru
-->