Проповедь о.Андрея (Ефанова) о великомученике Георгии 2010
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
В начале 4 века жил великомученик Георгий, а мы уже в 21 веке продолжаем прославлять его великомученический подвиг - подвиг, который превыше подвига многих других мучеников. Мы слушали его житие, в котором рассказывалось, как страдал великомученик Георгий, когда хотели добиться от него отречения от Христа, когда хотели добиться того, чтобы он предал Бога. Это страшные мучения, которые вынести человеческими усилиями невозможно, какая бы ни была стойкость веры человека, какие бы ни были силы, убеждения этого человека — все равно, допустим, можно пережить колесование, бичевание, но как можно находиться в негашеной извести и не умереть? Это противоестественно, здесь явно проявилась сила Божия. А воскрешения, а исцеления, которые совершались по его молитвам? Что мы здесь видим? Мы видим, что в этом человеке, в великомученике Георгии, сила Божия явилась в той степени, что ее хватило не только на укрепление его самого перед лицом страданий, но и для тех, кто видел это, и для нас, кто слышит об этом. Все эти долгие века мы удивляемся, как он смог это вынести. Но давайте внимательно посмотрим на начало его жизни. Да, его родитель пострадал за веру, но сам великомученик пожелал идти таким путем - как бы сейчас сказали, делать карьеру. Вот именно карьеру военную делал великомученик Георгий. То есть, он получил должное для этого образование; он добился того, чтобы стать воином и в очень молодом возрасте стал уже военачальником - и это пример многим из нас. Вот говорят - не нужно христианину стремиться занимать какое-то видное место в обществе, но ведь если это место в обществе будут занимать не христиане, неверующие - ну кому будет от этого лучше? Допустим, на каком-нибудь телевизионном канале во главе его будет стоять православный человек. Насколько изменится этот телевизионный канал? Понятное дело, что там не будут показывать сплошь и рядом православные фильмы. Но вместе с тем, та похабщина, которая имеется, тоже прекратит показываться на этом канале. Допустим, православный христианин станет банкиром - и тогда мы можем быть уверены, что этот человек приложит все усилия для того, чтобы мы не потеряли свои вклады. Если уж и разорится банк - то не из-за того, что он захочет обмануть и нажиться на нашем несчастье, а наоборот - потому, что не хватило его сил бороться против этого злого, коварного, лживого мира. Допустим, станет христианин главой какой-нибудь администрации - и что мы при этом увидим? Мы увидим, что начнут открываться храмы, максимально будет оказана помощь храмам, к людям — к верующим, неверующим, ко всем — изменится отношение, ведь христианин проявит любовь и заботу о каждом человеке, поэтому то стремление великомученика Георгия сделать карьеру - оно ничем не плохое, это, наоборот, очень даже хорошо для молодого человека - стремиться реализовать себя. Но реализовать себя нужно стремиться в Боге, это стремление, с одной стороны, не должно быть ограничено ложным благочестием, а с другой стороны, оно должно быть ограничено самым главным - мы можем быть на какой-либо должности, мы можем занимать какой-либо пост, пока это не мешает нашему вероисповеданию. Когда великомученик Георгий, будучи очень богатым человеком, увидел, что наступает новый виток гонений на христиан; увидел, что скоро и его коснутся эти гонения - он прежде всего расстался со всем своим имуществом, он раздал нищим, раздал духовенству ту часть имущества, которой владел сам. И вот расставшись со своим имуществом, став свободным, он исповедал веру Христову. Вот и мы должны помнить, что на первом месте всегда должен стоять Господь, должна стоять наша вера. Ведь вера - это прежде всего доверие во всем Богу; доверие Богу не просто как Творцу вселенной, не просто как высшей силе, которая управляет всем миром, но доверие Богу как любящему Отцу. Мы Евангелие слышали, в котором сказано, что если даже те птицы, которые продаются за гроши на рынке или вот как сейчас продается курица бройлерная, правда дешевая, но если даже она, курица, которую мы совершенно ни во что не ставим, мы ее покупаем, чтобы два супа сварить или на какой-нибудь праздник ее запечь или пожарить - а Господь и ее считает, и о ней печется. Так насколько Господь печется о нас, о каждом из нас,так вот доверие должно быть как к Отцу. Именно как к Отцу. Как дочь бежит - видит отца и бежит к нему, она не задумывается о том, что такое можно, что нельзя, она любит своего отца не потому, что он добрый, не потому, что он хороший, не потому что он святой, а потому что она всецело душу свою отдает этой любви; она любит не потому, что он хороший, а потому что она настолько хороша, что она любит своего отца. Точно так же и мы должны любить Бога, но только вот одна разница - мы, отцы, матери, можем быть злыми, несправедливыми, нечестными, можем не совсем любить своих детей, мы даже можем любить своих детей меньше, нежели себя, бывает и такое, а вот Господь нас любит больше Самого Себя. Кто бы еще пошел на крест ради столь неверного, лживого и нечестного человеческого рода? Мы же лжецы, мы же хитрецы, мы обманщики - вот кто мы, а Господь нас любит и заботится о нас. Господь всё готов сделать для каждого из нас, а мы обижаемся, мы думаем, что Бог нас забыл, мы думаем, что наша жизнь проходит без Бога, но она может проходить без Бога, конечно же, может - но когда? Только тогда, когда мы сами забыли Бога, оставили Бога, целиком живем без Него. Вот тогда наша жизнь может стоить дешевле, чем тот замороженный бройлер, даже чем тот замороженный окорочок, привезенный из Америки. Почему? Да потому что мы сами обесценили свою жизнь. Вот посмотрите, какая глубокая вера была у Георгия Победоносца, что даже смерть коснулась его только тогда, когда он во всей полноте исповедал веру и сокрушил идола, находящегося в языческом храме; когда он уже, пламенея любовью ко Господу, стал Божиим во всей полноте, стал не просто святым, не просто великомучеником, как мы его именуем, но человеком, в котором всецело поселился Господь. Он приобщился Божественной святости во всей полноте - может быть, настолько, насколько вообще возможно человеку, ведь его тело не страдало, а исцелялось от всех ран, которые ему наносили. Он избежал погибели в негашеной извести, остался жив; он принял яд и, опять же, яд не подействовал на него; столько всего произошло чудесного, и все эти чудеса связаны с его глубокой верой. И еще вера, кроме доверия — еще и убеждения человека. Вот мы верим в Бога и мы знаем, что Бог нас любит, мы знаем, что Бог о нас печется; мы доверяем Богу, и вот эти наши убеждения должны стоять во главе всей нашей жизни, а это значит, что мы с утра и до вечера, и всегда должны помнить о том, что мы живем перед лицом своего небесного Отца. Вот дети бегают по храму - они бегают и знают, что родители-то их видят, что родители не дадут им залезть туда, куда нельзя, потому что дети не знают смертельной опасности, потому что они маленькие и они глупенькие. Но они знают, что родители не бросят их, не покинут, не обидят, будут о них заботиться — а значит, так же и мы должны быть твердо убеждены, что если мы с Богом, то и Бог всегда с нами. И не должны мы убегать далеко от Бога, мы ведь можем оставить Бога и тогда наша жизнь ничем не будет отличаться от жизни людей неверующих. То, что мы будем читать 10-20-30 минут молитвы в день, а всё остальное оставим - бессмысленно будет, не принесет это пользы ни нашим душам, ни окружающим. А ведь Георгий Победоносец - он еще был примером твердости веры для окружающих. Люди, как сейчас говорят, массово исповедовали веру во Христа; тайные христиане явно исповедали веру и претерпели страдальческую смерть за Христа. Те, кто были язычниками, даже вот Александра, которая именуется в житии царицей, на самом деле, может быть, она была и не царицей, но была все-таки приближена к императору - и она исповедала веру во Христа, хотя, конечно же, знала, что ее за это ждет. Вот такая глубокая вера была у Георгия Победоносца. А вот когда неверующие смотрят на нас - как вы думаете, мы своими поступками приводим людей к вере? Посмотрев на нашу жизнь, кто-нибудь решится пострадать за Христа, как вы думаете? Посмотрев на нашу жизнь, люди могут вообще в храм больше никогда не прийти, потому что мы позорно носим имя христианина. Если мы начинаем кого наставлять, то наставляем без любви, наставляем так, что человек готов убежать от нас и в храме больше не появляться. Есть у меня одна знакомая девушка, она пришла в храм и священник сказал: «Идите за кассу, вам там на все вопросы ответят». Может быть, он и правда был занят, это понятно. А за кассой ей сказали: «Что ты пришла накрашенная, что ты пришла без платка, ты вообще думаешь, как ты ходишь в храм?». И только Господь по истечении долгого времени скорбями привел ее вновь в храм, она не могла пересилить себя и прийти в храм, сейчас она снова стала ходить в храм, когда претерпела скорби, страдания, когда поняла, что другого пути нет. То есть мы, христиане, порой так поступаем, мы тоже так же отталкиваем людей от Церкви, и вот эта женщина страдала за других людей, другие люди, христиане, которые приходят в храм, поют «Отче наш» и «Верую» в храме, приветствуют друг друга восклицанием «Христос Воскресе!», считают друг друга братьями и сестрами во Христе - заставили страдать эту девушку, перенести те страдания, которые вновь ее привели ко Христу. Какие же страдания ждут нас, когда мы отталкиваем от Церкви людей? Вот в чем разница между великомучеником Георгием и нами. Вот его икона перед нами, а наши портреты будут в храме после нашей смерти? Вряд ли мы прославлены будем как святые, а почему не будем прославлены? Да потому, что между верой и жизнью Георгия Победоносца и нами - пропасть, как между праведным Лазарем и богачом нечестивым, вот такая же пропасть между нашей жизнью и жизнью святых, конкретно Георгия Победоносца. Разница в том, что он приводил всех ко Христу, а мы мешаем людям идти ко Христу. Так станем христианами, помолимся и попросим Георгия Победоносца: «Святый Великомучениче и Победоносче Георгие, настави нас на путь истины, настави нас на путь ко спасению, да будет этот путь путем, который прошел сам ты, пускай не в такой глубокой степени, ибо мы немощны, и не имеем ревности такой и любви ко Господу, но по твоим молитвам да обретем веру, да обретем искренность, ревность и любовь к тебе, и тогда станем достойными — пускай не святости, но хотя бы Царствия Небесного, потому что грехи наши тяготеют на нас. Ты же, Великомучениче Георгие, можешь и мертвых силою Божией воскрешать; воскреси и наши погибшие для жизни вечной и живущие для греха души. Да прославляя тебя, Великомучениче Георгие, прославим и Отца нашего Небесного, укреплявшего тебя в дни твоих страданий и ныне прославляющего тебя в сонме святых Своих - Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную. Аминь