Проповедь о.Андрея (Ефанова). Крестопоклонная 2010
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
В неделю Крестопоклонную мы слышим слова Господни, которые, наверное, могут нас, несмотря на то, что мы часто их слышим, удивить. Эти слова говорят нам следующее: «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия - тот сбережет ее». Как же так - мы христиане, стремимся ко спасению души, мы боремся об этом, говорим об этом, мы стремимся спасти свою душу, и вот Господь говорит нам, что тот, кто хочет спасти свою душу - тот ее погубит. Как же это так может быть? А может это быть следующим образом. Когда наше стремление спасти свою душу, даже в нашем обычном христианском понимании, во-первых, исходит от эгоизма, то есть от желания себе лучшей участи, желания обрести покой, спокойствие в Боге, становится превыше всего остального, то это есть погибельно для нашей души. Почему? Потому что к Богу можно лишь пламенеть любовью. Пламенеть к Богу любовью и, соответственно, к ближнему проявлять любовь такую же, как к самому себе. А если этого нет, значит, по слову Евангелия, будет погублена наша душа. Значит, спасение заключается не только в том, чтобы нужное количество пропоститься, нужное количество помолиться, нужное количество соблюсти и прочее… Конечно же, необходимые заповеди. Намного важнее, чтобы наша жизнь стала целиком посвящена Богу, чтобы смысл нашей жизни не ограничивался только одним, не ограничивался заботой о душе, заботой внешней, неправильной, когда человек думает, как бы спасти себя, когда человек думает, как бы ему угодить Богу, но при этом этот человек не является пустынножителем, монахом, но живет в окружении ближних, в окружении родственников, в окружении соседей, то этот человек губит свою душу, губит тем, что, имея Христа рядом с собой в лице ближних, нуждающихся, этот человек не видит этого Христа, ищет Христа выдуманного, того, которого он сам придумал для себя и которому поклоняется уже не как Богу, но как идолу. Как часто в нынешнее время многие христиане находят для себя свою какую-то особую веру, считают, что христианство невозможно без России, без монархизма, христианство невозможно без многих тех вещей, которые, собственно и не являются христианством. Приходится даже слышать слова, что вот священник — не монархист не имеет права служить. Ну как же? Ну при чем же монархия, царь и служение Богу? Никакого отношения эти вещи друг с другом не имеют, просто человек не должен лгать себе, не должен говорить себе, что вот я целиком живу Богом, если это не так. Если человек живет целиком верой, то этот человек, как я уже сказал, пустынножитель, это человек, у которого нет ни родины, ни государства, ни гражданства, может, даже документов никаких нет; этот человек живет в лесах, в пустыне, в горах и вот там человек целиком посвящает себя Богу, а мы живем в реальном мире и в этом мире нужно учесть две вещи. Первая вещь - это то, что в этом мире есть Господь и, опять же, в лице ближнего Господь приходит к нам и просит нашей помощи, а второе - что в этом мире не всё сакраментально, не всё свято. А значит, в нашей жизни есть и моменты, которые не относятся к духовной части нашей жизни, к духовной нашей составляющей. Как я уже сказал - монархия, принятие или непринятие паспортов, никакое отношение к духовной жизни не имеет. И многие другие вопросы. Да, они важны, но нужно понять, что эти важные вопросы есть дело нашей гражданской совести; мы можем идти на выборы и голосовать за правителя, за президента, за местную власть, но при этом мы не делаем какого-то религиозного поступка. Мы поступаем по нашей христианской совести, но поступаем потому, что мы христиане а не для того, чтобы совершить какое-то богослужение, молитвенное действие еще что-то, связанное с религией. Просто вся наша жизнь, конечно же, пропитана верой, однако то, что наша жизнь пропитана верой, не исключает того, что есть моменты в нашей жизни, которые, хотя и содержат часть жизни христианской, потому что всё должно быть просто наполнено Христом, но только лишь часть этого есть христианство, все остальное относится к бытовому или гражданскому и прочему. Допустим, мы готовим есть. Мы готовим есть с молитвой. Но если мы просто встанем и будем молиться — еда же не приготовится. И вкусную еду мы не сможем приготовить, если будем уповать только на молитву. Если только в молитве будет наше упование. Если мы святую воду нальем в кастрюлю, из-за этого еда не станет вкуснее, нужно еще приложить усердие и старание. То же самое и в нашей внешней жизни, в жизни внехрамовой - есть много того, что не является только исключительно духовным, и это очень важный момент. Важный момент — нужно понять, что у каждого человека может быть свободная воля, свободное мнение. Жизнь человека не ограничивается канонами святых Соборов; жизнь человека не ограничивается чтением молитв. А раз так - значит, каждый человек в той части, в которой он свободен, как хозяйка свободна приготовить щи тем или иным образом, так же и многие люди свободны в выборе своем - голосовать за того или за иного человека, быть монархистом или не быть монархистом, так или иначе относиться к какому-то другому социальному явлению. А у нас получается часто, что если наше мнение правильное, ка мы считаем, то иного мнения не может быть или иное мнение нехристианское, неправославное, масонское, католическое и так далее. Но это не так. Можно быть христианином и быть демократом. А можно быть христианином и монархистом. То и другое не исключает того, что человек самым важным в своей жизни считает служение Богу, молитву и это стоит у него на первом месте. На первом месте. И вот Евангелие дальше говорит нам: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?». Вот мы можем достигнуть всего. Мы можем стать замечательными проповедниками, мы можем выступать на телевидении, на радио, мы можем писать замечательные статьи, мы можем ездить с концертами по всей стране, мы можем тысячи людей привести ко Христу, но если мы сами свою духовную жизнь забросили при этом - значит, мы погубим душу свою. Вот здесь должна быть мера, нужно не забывать: первое - что вся наша жизнь не сводится к одной молитве, что есть и внешние обязательства перед миром, но вместе с тем внешние обязательства не должны встать на первое место. На первом месте должен стоять Господь, потому что Евангелие дальше говорит нам, какой выкуп даст человек за душу свою, каким образом человек может чем-то восполнить свою духовную пустоту. Если человек тысячи людей привел ко Христу, но в его душе пустота - кого он напоминает? Он нам напоминает человека, который, проповедуя трезвость, сам является тайным алкоголиком. Это ужасно и это часто, очень часто встречается в нашей жизни, когда мы других готовы учить, мы других наставляем, а сами живем в духовном вакууме, в такой пустоте, в таком погибельном состоянии, что просто ужасно задуматься и никакого оправдания нам не будет. Но сегодня неделя Крестопоклонная, неделя, которая на две части делит пост. Первая часть поста прошла. Было тяжело, были искушения, были трудности, хотелось вкусно покушать порой, у кого-то здоровье не выдержало, кто-то не может дальше продолжать пост, кто-то, наоборот, приготовился более строго поститься. Особенно в нынешнее время готовятся к соборованию те, кто не соборовались; вот мы не соборовались, готовимся в ближайшем будущем собороваться, готовимся укрепиться в посте, чтобы к Пасхе наша совесть была в той или иной степени чиста, чтобы мы могли с покаянным чувством сказать: «Господи, всё что смогли от себя сделать - мы сделали, прости, Господи, что мы немощны и слабы; прости Господи, что мы сами не смогли принять ту Божественную помощь, которую Ты нам давал. И вот эта Божественная помощь в видимом знаке - вынесении Честного Креста Господня сейчас предлагается нам. В течение всей недели Крест Господень будет находиться посреди храма и вот всегда есть возможность, храм до обеда открыт, всегда можно прийти, поклониться Честному животворящему Кресту, поклониться Кресту и попросить у Господа помощи и укрепления на протяжении остального времени поста. Поэтому и в Апостоле мы слышим слова «да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи». Благовременная помощь - вот середина поста. То время, когда Церковь дает нам вовремя помощь. Первая половина поста - у нас были еще силы, воодушевление, от того что начало поста, особые молитвы, особое время, сейчас, конечно, наступает немножко расслабление, уныние, привычки свои опять сказываются, мешают нам жить, и вот наступает во благовремении помощь от Господа, от Церкви, выносится Крест на поклонение и мы вновь, славя Честной животворящий Крест Господень, и поя «Кресту Твоему поклоняемся Владыко», славим будущее Христово воскресение, которое, хотя мы будем праздновать еще нескоро, но каждое воскресенье мы вновь и вновь воспоминаем о воскресении Христовом и, кроме этого, за каждым причащением, даже за каждой молитвой мы помним, что, если бы не воскрес Христос, то напрасна была бы наша вера и невозможно было бы наше спасение. Но Господь воскрес и Господь воскрес однажды в Иерусалиме; Господь воскресает в наших сердцах каждый раз, когда мы приступаем ко святому причащению, омываем себя в таинстве покаяния. Вновь Господь сочетает нас Себе и вот Христос вновь воскрешается в наших душах. И кроме этого Господь, воскреснув, и нас воскресит. Как страшно подумать, что мы в нашей жизни не бесконечны, что мы тоже можем умереть, что мы тоже не вечны. Это очень страшно, но нам, христианам, проще - мы знаем, что смерть для нас - это лишь успение, это временное явление, мы умираем не навсегда. И вместе с тем, это большая ответственность. Легко быть буддистом, индуистом, когда человек еще надеется на десять, на двадцать, на тридцать, на тысячи жизней вперед, что всё еще исправлю, что всё еще изменю, а нам апостол сказал: «Однажды предстоит человеку умереть, потом же Суд». Значит, за смертью наступит Суд для нашей души, а в день Всеобщего воскресения и тело последует туда, куда предназначена душа. Это страшно. Но радует одно. Судить-то нас будет кто - Господь. Тот, Который Сам распялся на кресте, Сам пошел на добровольные страдания ради нашего с вами спасения, то есть Тот, Кто, будучи совершенным Богом, стал человеком; Тот, Кто себя целиком отдал в жертву - в жертву за наши грехи, в жертву, чтобы мы, как Господь вочеловечился, мы обожились, мы стали причастниками не только Божественной милости, но и Самого Божества, сущности Божества, чтобы души наши стали богоподобными - вот тут и исполняется то, о чем Господь, создавая нас, сказал: «Сотворим человека по образу и подобию своему». Вот подобием Божиим мы должны стать и мы раз за разом, шаг за шагом все ближе и ближе к этому. А Господь, придя в наш мир, принял на себя еще и служение священническое и апостол повествует нам и об этом, что никто сам собой не приемлет этой чести, но призываемый Богом как и Аарон, так и Христос не сам себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему - ты Сын мой, я ныне родил тебя, как и в другом месте говорит - Ты священник вовек по чину Мелхиседекову. Вот Господь с нами совершает это богослужение, эту Божественную Литургию, ибо храм в это время, в момент Божественной Литургии, есть частица Неба. Мы соединяемся с Богом и Господь прежде всего совершает это богослужение. Священник, хор, все мы - лишь часть Церкви, часть тела Христова, совершающее жертву за грехи людские, совершающее приношение Богу - Тому Богу , Которому нет нужды в наших приношениях, кроме одной нужды - нужда в нашей любви к Богу, в нашем внимании к Богу, в нашем стремлении жить в Боге. И вот, поклоняясь перед Честным Крестом Господним, будем укрепляться силами, будем просить у Господа и будем принимать эту помощь Божию, которую мы у Него просим, чтобы помощь Божия, которая касается наших сердец, очистила нас, укрепила нас на дни поста, укрепила нас жить по заповедям Божиим, укрепила нас поступать так, чтобы забота наша о душе не стала бы заботой эгоиста, заботой о том, чтобы не попасть в ад. Ведь стремление спастись - это стремление соединиться с Богом. Заповеди Божии отличаются от уголовного кодекса тем, что эти заповеди человек должен исполнять по сердечному желанию, а не из-за страха будущих мучений.
Да укрепит нас всех Господь в любви к Нему и в исполнении Его Божественных заповедей и все святые, и прежде всего Царица Небесная Пресвятая Богородица да будут нам всем помощниками, ходатаями и примером своей жизни они да будут всегда тем, к чему мы должны стремиться , что должно стать для нас воплощением в нашей жизни, добродетели, стремлении к Богу и стремлении оставить свои грехи. Аминь.