Проповедь о.Андрея (Ефанова). Суббота акафиста 2010
Говорит нам апостол - молитесь друг за друга, яко да исцелеете. Потому что многое может молитва праведника. И вот молитва праведников - тех, кто своей жизнью, а порой и своей смертью доказал верность Христу, доказал верность своим убеждениям, для нас имеет первостепенное значение. Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. И поэтому православные веруют в то, что все люди живы и по смерти душа человеческая хранит все те свойства, которые ей были присущи при жизни человека, а значит, и благочестие, и те труды, которые положили святые в служении своем Богу, не напрасны были, но Господь за это воздает каждому из святых по его достоинству. По тому, как он трудился перед Богом, по тому, сколько он приложил усердия, а часто - сколько он пострадал за веру, потому что большая часть наших православных святых - это мученики, те люди, которые жизнь свою отдали ради того, чтобы сохранить чистоту своей веры; которые отказались принести жертву языческим богам, которые отказались признать других богов, кроме единственного Бога — Господа нашего Иисуса Христа, Который пришел на землю ради спасения каждого из нас и, как говорит апостол, «наипаче же верных», то есть спасение Господь даёт всем, всем желающим его принять, но те, которые верно хранят веру, заповеданную им от отцов их, также удостаиваются спасения и, кроме того, что они удостаиваются спасения, мы, люди, христиане, почитаем их за людей, угодивших Богу. Как память о героях войны, о людях, которые много потрудились своему отечеству, хранится в народе, так и в среде православных христиан хранится память и почитаются святые, угодившие Богу своим образом жизни. И прежде всего мы почитаем Мать нашего Господа как Богородицу — не потому, что она родила Вечного Бога, но потому, что через Неё Вечный Бог стал земным человеком. И основываемся мы на словах Евангелия, в котором говорятся следующие слова: «Отныне ублажат (то есть прославят) меня все роды». Так сказала Богородица, когда снизошел на Неё Дух Святой и когда Она, зачав во чреве, пошла к родственнице своей Елизавете. Это не гордыня, не тщеславие с Её стороны, потому что мы помним, как в момент Благовещения Пречистая Дева явила глубочайшее своё смирение. Представим себе, как тяжело девственнице, еще совсем юному ребенку, понести те слова, которые сказал ей Ангел, те слова, которые, конечно же, несли большую ответственность, ведь понятно, что стать матерью Спасителя рода человеческого - это большая ответственность, это большой крест, который очень нелегко понести. Немного позднее Ей говорит Симеон Богоприимец: «Тебе оружие пройдет душу». И действительно — каковы страдания матери видеть сына своего распятым на кресте и она, как любая другая мать, не покинула в этих страданиях Своего Божественного Сына. Она осталась при этих страданиях и Её материнской подвиг мы почитаем и уважаем, и ублажаем Пресвятую Богородицу как святую, как высшую прочих святых и, как мы просим молитв других святых, чтобы исцелели наши души прежде всего, а также и телеса, если угодно Богу, и просим мы не только об этом святых почивших, ведь в храме мы молимся о тех, кто сегодня не пришел в храм, о наших близких, о наших сродниках, о наших знакомых, о тех, кто нуждается в нашей молитве — значит, мы не только святых просим о молитве, но и сами приносим эту молитву Господу, и сами молимся, прежде всего, Богу, потому что начало любого богослужения это прославление Бога, начинается служба словами «Благословен Бог наш» или «Слава святей Троице» или «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго духа» - значит, начало нашего богослужения всегда посвящено молитве Творцу и Спасителю нашему. И Божественная Литургия, самое главное центральное богослужение, посвящено прежде всего молитве Богу. В нем крайне мало молитв святым, и даже Пресвятой Богородице отведено всего лишь несколько молитв, но кроме Божественной Литургии, совершаются и иные богослужения и на них мы просим, как самых близких нам, как наших родных, любимых, как тех людей, которые жизнью своей засвидетельствовали истинность веры - святых, и среди них Пресвятую Богородицу - о том, чтобы и они молились о нас, чтобы их молитвы также ходатайствовали о нашем душевном и телесном здравии. Сегодняшний день посвящен особой молитве Пресвятой Богородице в память о том, что некогда Константинополь был освобожден при страшной войне — точнее не освобожден от захватчиков, но захватчики не смогли захватить этот город, когда молитва ко Господу, молитва ко Пресвятой Богородице и, конечно же, защита своего родного города спасли этот город от погибели, от захватнических орд персов и, как предполагается, наших прадедов или, по крайней мере, людей, живших на этой земле. Предполагается, что в этой войне участвовали и наши предки, а мы, молясь, прославляем победу Константинополя. Это говорит о том, что во Христе любая нация, любое гражданство имеет меньшее значение, чем нация христианина и гражданство небесное. Превыше того, что мы русские, граждане России, есть то, что мы христиане, что мы призваны вечно царствовать со Христом. И царствование это - это отнюдь не управление кем-то, царствование - это разделение радости, радости пребывания с Богом, между собой и, прежде всего, с нашим Творцом и любящим нас Отцом, ибо Господь - не только Творец но, конечно же, Он — Отец, к которому мы обращаемся в молитве прежде всего - Отче наш, Который есть на небесах. Препрославляя имя Божие и прося у Него помощи в земных и небесных наших проблемах, ибо и на небесах мы имеем нужду в ходатаях, и главный ходатай за нас, по слову Писания - Иисус Христос, Который понес наши грехи на Голгофу и, взойдя на эту Голгофу, Он искупил грехи рода человеческого, а значит, открыл всем нам двери в Царствие Небесное, двери, которые открываются в нашем сердце, внутри нас, но простираются даже до небес. И воспоминая, что на этой Голгофе предстояла и Матерь Божия, Пречистая Дева Мария, мы и Её славим, и прославляя Её, просим у Неё молитв о нас. И верим, что Её помощь действенна, Ее заступничество перед Сыном Своим имеет для нас очень большое значение. И поэтому продолжим молитву, будем просить, чтобы Господь послал нам по молитвам Пречистой Богородицы и всех от века угодивших Богу святых Свою благодать. Благодать, которая обновит и оживотворит наши сердца. И так, прославляя со всеми святыми и Богородицей Отца, Сына и Святаго Духа, Троицу неразделимую, единосущную, пребудем всегда в вере, в добродетели, в исполнении заповедей Божиих.
Аминь.