Проповедь о.Андрея (Ефанова). Радоница 2010
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Радоница происходит от слова «радоваться», ибо в этот день мы начинаем нашу заупокойную молитву после славного события Воскресения Христова . Вот мы отпраздновали Пасху, прошел день Фоминой Недели, который мы называем Антипасхой, днем, который празднуют как Пасхальный те, кто не смог посетить саму Пасхальную службу. И вот теперь наступает третья Пасха - Пасха для усопших. Господь сошел во ад, Господь из ада вывел всех, кто захотел идти вслед за Христом, и нас Господь может вывести из ада, если мы захотим пойти вслед за Христом. Но хотим ли мы идти? Если мы хотим идти вслед за Христом, если наша жизнь - христианская, тогда спасутся наши души и воскреснем в телах в день, когда Господь придет во второй раз, но уже не для проповеди, а для того, чтобы завершить течение дней века сего. Пока же мы можем радоваться, что милость Божия коснулась нас, но еще больше радость за наших усопших сродников. Почему мы можем о них радоваться? Да потому, что они удостоились величайшей милости - молитв наших. Мы, конечно, грешные люди, мы, конечно, немощны и слабы, но дай Бог, чтобы о нас помолились хотя бы такие, как мы. Не очень у многих дети приходят в храм, не очень немногих дети молятся Господу, и может так получиться, что о нас уже некому будет помолиться, что мы не сможем воспитать следующее поколение верующих людей. Какой красивый храм, сколько трудов батюшка Николай приложил к этому храму, но ведь может быть, что через 20,30,50 лет в этом храме просто некому будет молиться. Блаженны наши сродники - о них есть хоть какие-то, хоть слабые и немощные, но молитвенники. Дай Бог, чтобы и о нас, когда мы предстанем пред Богом, нашлось кому помолиться. Дай Бог, чтобы эта молитва помогла душам нашим освободиться от греха. Можно подумать - как же душа может освободиться от греха уже после смерти? Да очень просто. Ведь грех, страсть — есть болезнь, а апостол Павел говорит - «молитесь друг за друга яко да исцелеете». Что получается? Получается, что ради исцеления и для исцеления мы должны молиться друг за друга. Но ведь главная болезнь в душе, а не в теле, и причина болезни тела — болезнь души, и поэтому, когда о нас молятся, то прежде всего исцеляется душа наша. Но мы грешники, мы порой эту Божью благодать не хотим принимать в свое сердце и поэтому не получаем ни душевного, ни телесного исцеления. А вот когда умрем, когда осознаем ответственность за все свои проступки - вот тогда сильно пожелаем того, чтобы о нас хоть кто-нибудь помолился. И конечно же, все святые и прежде всего Пречистая Дева Богородица возносят молитвы о всех усопших. Но Господь создал мир не только из людей праведных, Он создал мир из людей свободных. Кто-то праведен, кто-то грешен и конечно, хотя, далее продолжает апостол Павел, «многое может молитва праведника», но значит - наша молитва может мало, мы будем молиться побольше. Если не можем качеством молитвы возобладать, то хоть количеством. Хотя бы будем молиться больше и больше, по мере своих сил, и не только о себе, но и о близких, и о сродниках всех наших, обо всех, кто нуждается в нашей молитве, о живых, а также об усопших, и особенно в этот день - в день, когда радость Пасхальная разделяется между небом и землей; в день, когда на Радоницу мы вновь, не забывая о Пасхальной радости, уже начинаем молитвы об усопших, молитвы о тех, кто нуждается в нашей милости. Почему же мы на Пасху не молились, неужто мы забыли о наших близких? Нет, мы о них помнили, но все попечение возлагали на Бога, но Бог без нас не может совершить ничего, потому что без веры человека не может совершиться никакое дело благое, ибо неверие, маловерие, сомнение есть стена между Богом и нами, и разрушим эту стену усердной молитвой и воздержанием от неполезного и ненужного, что тоже есть пост. И тогда молитвой и постом укрепится наша вера. Укрепится наша вера - и будем мы жить праведнее, а будем жить праведнее - значит, много сможет наша молитва; значит, тогда мы сможем умолить души усопших пред Богом, и не потому, что Господь зол, не потому, что Господь нуждается в наших молитвах, а потому, что эти молитвы разрушают стену между нами и Богом. Пускай по нашим немощным молитвам, по молитвам Пречистой Девы Богородицы и по молитвам всех святых да помилованы будем и мы, и наши усопшие близкие, и все от века почившие православные христиане. Аминь.