Проповедь о.Андрея (Ефанова). О Марии Египетской.
В дни Страстной Недели мы слышим Евангелие, в котором Господь повествует о том, что ждет Его, говорит о тех страданиях, которые понесет Он ради спасения человеческого рода. И апостолы слушают Его. И вот 2 тысячи лет прошло и ничего не изменилось среди людей. Как сейчас, так и в те времена есть люди, которые видят только одну часть - ту часть повествования, которая дорога их сердцу, которая ближе им. Апостолы Иаков и Иоанн услышали из слов Господних начало и конец; конец о том, что в третий день воскреснет Господь, о том, что взойдет Он во славе и будет царствовать в Царствии Небесном. И вот подошли они ко Христу и говорят - сделай так, Господи, чтобы один из нас во Славе Твоей был справа от Тебя, а другой слева. Господь - совершеннейший Бог, однако же, также и во всей полноте человек. И как, наверное, больно было Господу, когда ученики Его, которые уже несколько лет следовали на Ним, слышали ежедневно его слова и поучения, из всего этого сделали вывод о том, что не нужно заботиться о земном, но не сделали вывод о том, каким нужно быть в Царствии Небесном, не сделали вывод о том, какими трудами это Царствие Небесное берется, а именно трудами берется Царствие Небесное, как мы знаем из Писания. И только те, кто трудится, могут получить Небесное Царствие. Господь спрашивает у своих учеников: «Вы можете испить ту чашу, которую я пью или креститься крещением которым я крестился?» - говоря о страданиях, которые предстоит перенести Ему в Иерусалиме. Неизвестно, поняли ли апостолы, о чем идет речь - о чаше страданий или об обычной чаше, но они ответили — «можем». И вот здесь Господь показал в своем ответе, что не Бог решает, будем ли мы спасены или нет. Он говорит о том, что чашу они могут испить, но кому какое место уготовано в Царствии Небесном, не от Неня зависит. Действительно, не от Бога это зависит, это зависит прежде всего от нас самих, от того, насколько мы захотим быть с Богом. Чем больше в нас любовь к Богу, чем больше в нас стремление жить по заповедям Божиим, чем глубже наша вера, тем больше Господь может войти в наше сердце. А войдя в наше сердце, он может обновить его, и тогда мы удостоимся пребыть рядом с Богом. Потому что уже не рядом с Богом мы будем прежде всего, а в Боге, а это важнее, это и есть полнота Царствия Небесного - та полнота, к которой призваны мы все, но реализовано это только лишь немногими - теми людьми, которые жизнь провели в творении добрых дел, в молитве, во исполнении Божиих заповедей. В сегодняшний день мы воспоминаем преподобную Марию Египетскую, святую, которая начало своей жизни прожила в грехе, в блуде, а затем оставшуюся жизнь провела в покаянии в пустыне. Зачем она ушла в пустыню? Потому как не видела другого способа спасти душу свою. Она видела свою немощь, видела свою греховность, осознавала, что иным образом она не может спастись, и она отказалась от всех земных благ и удобств ради того, чтобы жизнь свою посвятить молитве, видя, что она не может спасаться среди прочих людей, она удалилась от общества людей и стяжала великую у Бога благодать. Можем ли мы удалиться от людей, если в нашем сердце есть страсть, любая страсть — блуда, гнева, осуждения, зависти - которая губит нашу душу? Не всегда нужно удаляться в пустыню, потому что не всегда на это есть Божие благословение, не всегда это полезно для нашей души. Но в нашем сердце должна образоваться такая пустыня, в которую только тогда можем пустить кого-то, когда мы изменимся и исправимся. То есть, прежде всего, нужно следить не за тем, какие плохие, немощные или слабые люди окружают нас, но за тем, что мы сами не можем жить в мире с людьми, что мы хуже других, что мы неправильнее других, что наша жизнь неполноценна, что именно мы ущербны, а не нас окружающие люди. Да, порой кажется, что нас окружают лжецы, хищники, пьяницы, жестокие неправедные люди, но если мы внимательно посмотрим на свою жизнь, внимательно вглядимся в свое сердце - мы поймем, что мы еще хуже, что мы совершенно погрязли во грехе. Господь не всегда отделяет грех совершенный от греха, о котором мы помыслили. Например, Господь говорит, что посмотревший с вожделением на женщину, уже прелюбодействовал с ней в сердце. А кто может сказать, что от такого рода блуда чисто его сердце? И если продолжим аналогию, то что мы увидим? Каждый, кто позавидовал богатству другого, уже грабитель, потому что он бы желал себе иметь такое. Каждый, кто осудил кого-то - уже стал неправедным судьей, потому что единственно праведным судьей может быть Господь и тот человек, который, руководствуясь законом, поставлен от власти быть судьей. Мы же этого права не имеем — значит мы хуже тех судей, которые неправедно судят, потому что мы власти этой не имеем, но в сердце своем совершаем суд. Мы любим ругать власти, но достойны ли мы тех властей, которые есть? Порой мы и их недостойны. Почему недостойны их? Потому что во власть чаще приходят лучшие люди, люди, получившие хорошее образование, из хороших семей, имеющие определенный богатый запас знаний, часто более нравственные, нежели мы сами. Однако же наши грехи, наш образ жизни развращают этих людей и эти люди порой начинают грешить больше даже чем мы, но - делом, а мы мыслию превышаем их во грехах. Потому что мы сами избираем эту власть и ее осуждаем. Идем на выборы и не верим в результат выборов, в честность этих выборов. Разве не так? А значит, мы живем неправедно и единственный путь ко спасению для нас - это Господь. Об этом и говорит апостол Павел, что если кровь тельцов и козлов очищала, то насколько очищает Кровь Христа и вот Кровь Христа, как сказано у апостола, очищает совесть от мертвых дел. Что такое дела мертвые? Это те дела, которые мертвят душу, лишают ее жизни, лишают ее жизни вечной в Боге. А значит, только с Богом, только лишь через жизнь во Христе мы можем приблизиться ко спасению и только лишь причащаясь Святых Христовых Тела и Крови мы можем обновить и очистить свою душу, очистить от мертвых дел. И в заключение хотелось бы вновь вернуться к Евангелию. Господь говорит - кто хочет быть старшим, да будет рабом. Если мы к своему начальственному положению, пускай мы и небольшие начальники, относимся как к служению, к служению, как сказано, будучи рабом, то есть полностью осознавая что мы во всем должны быть унижены сами собой перед теми, кому мы служим, ведь как хорошо об этом сказано о властях, что они слуги народа; они об этом забывают, но они не слышат Евангелия, а мы слышим. Так будем рабами и слугами для тех, над кем мы стоим, для тех людей, которые подчинены нам. Если же у кого-то нет таких людей, если кто-то не несет ответственности за других, то возблагодарим Господа, что Господь не дал нам такой ноши, такой тяжести - и пускай сердце такого преисполнится любви к ближнему. Сердце же начальствующего будет не только исполнено любви, но и милосердия во всей полноте, чтобы никого не обидеть, чтобы никого не оскорбить - и тогда мы будем с Богом, тогда Господь поселится в нашем сердце и тогда мы будем одесную и ошуюю, то есть и справа, и слева окружать Престол Божий, то есть войдем в число спасенных, в число тех людей, которые своей жизнью, своей верой, своими делами засвидетельствовали истины Божии и Господь, войдя в наши сердца, обновит их и мы станем святы. Дай Бог, чтобы это произошло, чтобы мы действительно стали святы, и тогда мы с Богом и со всеми святыми и с преподобной Марией, которую мы сегодня воспоминаем, славить Отца, Сына и Святаго Духа во веки и это прославление будет в радость сердцам нашим. Аминь.