Проповедь о.Андрея (Ефанова) на Троицу-2009
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Господь говорит: «Я есть свет мира и ходящий во Мне не будет ходить во тьме, но увидит свет жизни». И как некогда в день пятидесятый после Пасхи апостолы сподобились обрести благодать Духа Святого, которая обновила их, даровала им множество даров благодати, об этих дарах в писании сказано, что «именем Моим бесы ижденут, языки возглаголют новы, змия возмут, и не вредит им, аще что смертное испиют, не вредит им». То есть та сила благодати Божией, которая была на апостолах, явилась дивным образом. Прежде всего, для людей внешних это проявилось тем, что апостолы заговорили на языках совсем других, языках тех мест, жители которых приходили в Иерусалим, и они удивлялись, откуда иудеи могут знать их родные языки - вот такое знамение произошло. И мы знаем и другие знамения; мы помним, как апостол взял змею, и она ничего не сделала ему. Мы знаем, как за апостолом ходили люди, желая, чтобы хотя бы тень от него пала на них, ибо даже от тени происходили исцеления. Вот такая благодать коснулась апостолов. Слабы и немощны были апостолы до того, как произошло это чудо, сошествие на них Духа Святаго — они боялись всего, они не могли помолиться вместе со Христом в Гефсимании, они засыпали; они испугались стражи и разбежались; они боялись присутствовать на распятии Христовом, и только апостол Иоанн Богослов не побоялся, а апостол Петр трижды отрекся от Христа. И вот их вера призвала к себе благодать, и эта благодать Духа Святаго так укрепила их, что они, не боясь, прошли весь мир, везде проповедуя Евангелие, а затем большинство из апостолов и мученической смертью засвидетельствовали свою веру, ибо они были замучены за веру Христову, за их убеждения - вот что сделала с ними благодать Святаго Духа. Сегодняшний день мы называем Пятидесятницей по обычаю древнему иудейскому, ибо в этот день иудеи праздновали праздник кущей, праздник Пятидесятницы, и называем этот праздник Святой Троицей, ибо в этот день во всей полноте миру человеческому явилась Святая Троица - Бог Отец, Сын и Святой Дух, ибо в сошествии Духа Святаго вся полнота благодати преисполнилась на апостолах. Этот день можно назвать днем рождения нашей христианской Церкви, ибо, хотя Христос проповедовал и раньше, но всю полноту учения Господь не преподал апостолам, он сказал, что придет к ним Утешитель, Святой Дух, Который наставит их на всякую истину, и именно апостолы затем дополнили ими написанные евангелия другими трудами — это послания, деяния святых апостолов, которое мы слышали сегодня, и в этих богодухновенных книгах они просветили нас, христиан - как жить, исполняя заповеди Божии, как стать достойными высокого имени христианина. И в день Святой Троицы что требуется от нас? От нас требуется принять во всей полноте ту Божественную благодать, которая готова сойти на каждого из нас, только бы мы были к этому готовы, только бы мы своим смирением, своей верой доказали, что эта благодать необходима для нас. И если эта благодать сойдет в наши сердца, мы должны хранить ее, хранить, беречь ее, потому что каждый маленький грех, не говоря о больших, отгоняет благодать Божию от человека; человек становится бездуховным, человек становится уже не только причастником жизни вечной, но и в какой-то степени причастником смерти, причастником гибели своей. О Царствии Небесном сказано, что в него ничего нечистое или скверное не входит. Но ведь мы же грешим - как же мы можем войти в Царство Божие? Только лишь благодатью Духа Святаго, ибо Дух Святый может очистить наши сердца, как и просим мы в молитве - «прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны». Пускай Дух Святой сойдет на каждого из нас - в ту меру, в какую мы, грешные, можем это принять; мы же сохраним эту благодать, не будем рассеивать ее на праздные разговоры, на греховные поступки, на осуждение, на праздное смотрение телевизора, от которого уже люди тупеют — ведь совершенно никакой пользы нет в большинстве фильмов, в большинстве каналов; через телевизор нас порабощают, нашу волю сковывают, нам навязывают чужое мнение - мнение, которое совершенно не сочетается с верой христианина, и мы верим, мы слушаем, мы видим и соблазняемся. Нужно ограничивать себя в этом страшном искушении. Не может благодать Божия поселиться в сердце человека, если в этом сердце нет любви, и наша любовь к Богу должна быть соединена с любовью к ближнему. Мы не можем быть христианами, если мы не любим своего ближнего. Много раз уже повторял я слова Христа: «по тому узнают что вы Мои ученики, что любовь будете иметь между собою». Если нет у нас между собой любви - значит, мы уже не христиане и надо меняться, надо менять в себе всё то греховное, что мешает нам быть со Христом, что мешает благодати Духа Святаго прийти и вселиться в нас. Пускай благодать Божия не оставляет нас в этот день и в прочие дни. И в этот день, когда мы будем приносить сугубые молитвы, молитвы коленопреклонения, по которым будем просить, чтобы благодать Божия осенила нас, пускай эта благодать Божия очистит наши сердца, пускай мы хотя бы немного, но станем ближе к Богу, станем немного ближе к Богу и это будет очередным нашим шагом к исправлению, ко спасению. Пускай Дух Святой вселится в наши сердца и никогда из них не выйдет - по благодати Божией, по молитвам Пречистой Девы Богородицы и всех святых, от века Богу угодивших. Аминь.