проект создан по благословению протоиерея Андрея Ефанова

Проповедь о.Андрея (Ефанова). Сорок мучеников Севастийских 2010

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Мы знаем, что, по преданию, первая икона Пресвятой Богородицы была написана еще апостолом и евангелистом  Лукой. И в древние времена  множество икон  Пресвятой Богородицы  были явлены в разных странах, и  в том числе и в России, и мы чтим древние греческие иконы, которые уже именуем своими, как Владимирскую икону, и мы чтим Казанскую икону, которая явлена  у нас, во граде Казани, на нашей земле,  и множество многое других икон, которые и называем по местам,  где они были явлены. И вот дивная икона,  которую именуем «Слово Плоть бысть»,  была явлена  уже в 17 веке -  в то время, которое совсем недалеко отстоит от нашего времени. Ведь как много прошло времени с 17 до нынешнего 21 века? Хотя, конечно, и страна много раз менялась, и много поколений людей  сменилось, но в историческом отношении времени прошло очень и очень мало. Икона Пресвятой Богородицы  «Слово Плоть бысть» еще называется Албазинской  -  по месту русской крепости Албазин на Амуре, где эта икона многократно спасала русских поселенцев от наступающих и пытающихся  захватить эту территорию китайцев. И вот  в  нынешнее время это очень актуально. Никто не может сказать, останется ли земля амурская, да и весь Дальний  Восток, а может быть, и вся Сибирь землей русской. Есть ли на это воля Божия? Константинополь тоже считал себя центром Вселенной. Константинополь даже не мог предположить,  что христианство, православие может существовать вне покровительства этого великого Царьграда. Однако сколько уже лет, сколько веков прошло с тех пор, как мусульмане захватили этот великий город, переименовали его в Стамбул. И сейчас Патриарх, которого мы чтим,  как первого среди прочих Патриархов, именуемый Вселенским Патриархом -  не по власти, конечно, но по чести и достоинству его -  является, по сути, заложником власти мусульманской. И его власть ограничена законами государства,  в котором совсем не Христос стоит на первом месте. Именно Магомету поклоняются турки. И именно мусульманство лежит в этой стране в основе всех законов, которые приходится терпеть и Вселенскому Патриарху. Может и с нашей землей, с Россией произойти что-то подобное. Китайцы пригрозили нам еще лет двадцать назад  некими пророчествами, что они  завоюют Россию. Но зачем завоевывать Россию, если достаточно через несколько лет, ну может, лет через десять, провести референдум и окажется, что на этих землях китайцев больше, чем русских, и китайцы пожелают присоединиться к Китаю или создать свое государство, и  Россия потеряет эту землю. И произойдет это за наши грехи, за то, что мы, русские, не хотим детей. Мы говорим: «Зачем   плодить нищету?»  — и таким образом отказываемся от деторождения, от того, что спасает женщину, ибо в Писании сказано, что жена спасается деторождением;  и от того, что продолжает род мужской и дает честь и хвалу всякому мужчине. Но именующие себя  христианами дошли до такого безумия, что более одного,  двоих детей уже  никто иметь не хочет. И так умирает нация. Но не так поступают китайцы. Поселяясь на наши земли, они трудятся, не ленятся, не боятся «плодить нищету», как говорят русские, умножается их народ  -  и то, что не могли сделать они в 17,18,19 веках, не могли покорить земли русские -  теперь они  просто могут их отнять по праву, по тому праву, которое дается им, так как они населят эти земли. Населят они, а не мы, мы не хотим там жить. Никто не хочет поехать в те места, никто не хочет поехать в Сибирь, никто не  хочет поехать на Дальний Восток, а раз не хотим -  значит не наша это земля. И это страшно, это губительно. Нужно молиться Пресвятой Богородице, особенно помня, что есть этот образ, именуемый «Слово плоть бысть», который ограждает эти земли, и Пресвятая Богородица готова пойти нам на помощь  и помочь нам, главное, чтобы мы сами этого захотели. Но что деторождение -   даже верующих  христиан остается все меньше и меньше.  Как много людей говорит: «Мы христиане, мы крещеные», но на самом деле христианином может назвать себя только тот, кто последователь Христа. А последователи  ли Христа те,  которые о Боге-то вспоминают три раза в год -  на Пасху, потому что так принято, на Рождество  — потому что так принято, на Крещение  -  еще больше, а почему  -  а  водички дают, это самое важное -  пойти на Крещение   набрать воды, без этого нет жизни у такого верующего. Но это не вера, это не христианство, это  христианизированное язычество, и не более того. Можем ли мы рассчитывать на Покров Царицы Небесной, если верующих, настоящего христианского населения  в нашей стране, наверное, менее одного процента?  И ради наших молитв, ради нас грешных Господь может сохранить  эту землю, может сохранить Россию. Но главное, чтобы мы этого хотели, чтобы мы прилагали усердие к тому, чтобы сохранить свою Родину. Если же мы этого не желаем,  если мы к этому не стремимся, то зачем Господу это делать? Зачем  Господу сохранять нам нашу Родину, сохранять ее хотя бы в нынешних границах,  если нам самим это не нужно? Если в армию никто не хочет идти, вся молодежь не стремится идти в армию, а   армия не может быть той армией, которая обеспечивала бы безопасность хотя бы  тем, кто все-таки решается пойти служить? Все знают, сколько преступлений совершается военными,  руководством; и мы все знаем, как небезопасно ребенку пойти служить в армию. А значит -  полная безысходность. Своего сына жалко отдать, а не отдашь своего сына -  значит, погибнет страна. Что нам остается делать? Нам остается твердо держаться заповедей Божиих и молиться  Пресвятой Богородице и перед этой чудотворной иконой  «Слово плоть бысть», чтобы Она оградила нас от погибели, от того, что может погубить нас и страну нашу, и не только страну, но и веру нашу. Потому что может прийти китаец со своей верой, может прийти японец со своей верой,  и Запад может прийти к нам со своей верой, и навяжут нам эту веру. И если мы твердо будем  держаться христианства, то можем ли мы ручаться, что наши дети, наши внуки  будут столь же верными Христу, если в храме-то мы их практически не видим, если редко  у кого дети верующие, молитвенные. Слава Богу, что такое есть.  Но есть не у всех. Как часто бывает, что в храм ходят родители, особенно престарелые, а молодежь в храм не ходит. И вот они могут погибнуть, погибнуть   в этой захватнической -  даже не войне, а в этой захватнической деятельности. Но стоит ли винить китайцев? Ведь они заселяют земли, ныне пустующие, на которых  никто не хочет трудиться, никто не хочет обрабатывать эти земли,. Нет, с их стороны это не преступление, преступление с нашей стороны, что мы вырождаемся  и ничего не хотим делать.  Преступление не нас -  двоих-троих,  но каждого в отдельности в той или иной степени -  и всей нации в целом.

            Также в сегодняшний день мы воспоминаем память  Сорока мучеников Севастийских. Это были воины. Это были люди, которые защищали свою страну, свою родину, свое государство.  И защищали  с оружием в руках. Но когда перед ними встал вопрос, продолжать ли защищать родину, империю с оружием в руках  или  же исповедать Господа,  когда то и иное вместе делать было невозможно, потому что от них требовали отречения от Христа,  они выбрали веру Христову, они претерпели страдания и мучения -   несмотря на то, что всё-таки они были воины, несмотря на то, что они все-таки любили свое служение, любили свою империю.  Но превыше этой любви для них стал Господь.  Так и нам -  нужно любить свою страну, любить своих детей, любить своих родителей, но когда встает выбор, кто нам дороже,  только тогда мы будем христианами, когда для нас дороже всего будет Господь.  И ведь даже в мучениях Господь показал мученикам Севастийским, что Он поддерживает и укрепляет их. Когда правитель  велел побить их камнями,  то ни один камень не мог даже попасть в цель. Вот таким образом Господь охранял их и этим ограждал их от побивания камнями; не избавлял их от страданий ради Него, но видимо показывал знак, что хотя страдания эти и должны быть, но и в них Он укрепляет своих мучеников. И не напрасно было это действо.  Потому что, когда их повели в замерзшее озеро,  повели в страшный холод, в зиму,  вы сами видели, какая сейчас погода, и хотя это было в  Армении, но и там сейчас холодно и раздетому можно за ночь замерзнуть, замерзнуть намертво, то и здесь Господь укреплял своих мучеников, и они не замерзли. И вот как подействовали  знаки этого дивного чуда, охранения святых мучеников,  на одного из воинов, который  ограждал от бегства этих мучеников, которые, впрочем, и не  собирались никуда бежать. Он увидел, как один из страдальцев не выдержал мучений и убежал греться в баню, что, впрочем, не принесло ему даже спасения плоти, ибо в бане он замертво скончался  -  умер он сразу, может быть, потому, что жизнь его дальнейшая не имела никакого смысла, может быть, потому, что резкий перепад температуры погубил его, но, как мне кажется, главная причина была в другом. В том, чтобы остальным показать, что отступить от Христа -  смертельно погибельно, смертельно для души. И вот один из воинов, видя, что камни не касаются мучеников;  видя, что холод не убивает их;  видя, какие небесные венцы Господь дает этим , мученикам и как один из страдальцев отказался от своего мученического венца -  исповедал себя христианином, снял с себя воинские доспехи  и присоединился в озере к святым мученикам. И поутру, когда  увидели, что они  вынесли весь этот холод -   они были умерщвлены, затем сожжены,  их мощи были брошены в озеро, но и тут чудесным образом епископ Севастийский    в видении обрел эти мощи.  И ныне во многих храмах эти мощи святых мучеников Севастийских   являются видимым знаком Божией благодати — не только явленной этим святым, но и нам, с верою поклоняющимся  иконам и мощам этих святых мучеников, помогающим нам сохранить веру в тех испытаниях,  которые порой посылаются нам. От нас не требуют отречения от Христа видимым образом. По  крайней мере, пока этого не требуют.  Но, будучи готовыми сохранить веру даже при  гонениях,   мы должны помнить, что гонения порой бывают невидимые,  незримые. Каковы страшные гонения для нас? То, что нас порабощают  всякого рода увлечения не христианством, не религией -  газетами, ненужными передачами по радио, по  телевизору, которые раз за разом постоянно  говорят о чем-то, говорят о всяких событиях, о новостях, которые будоражат ум, но   не приносят пользы; не приносят  пользы потому, что отвлекают человека от главного -  от  жизни во Христе, от жизни, которая есть служение Богу. Это ведь тоже способ заставить человека отречься от Христа. Не словами, но делами, чтобы человек в сердце своем забыл Бога.  И, помня те венцы, которые были даны мученикам Севастийским,  мы должны просить Господа укрепить нас и самим не поддаваться соблазну,  а  помощью и заступниками в этом нашем христианском стремлении сохранить чистоту веры, сохранить  Бога  в своем сердце да будут мученики Севастийские, которым мы и продолжаем совершать молитву.



Похожие статьи



Комментарии запрещены.

Яндекс цитирования

Благотворительный фонд Помоги делом
Россия, Петрозаводск,
время работы: ежедн. 8:00-20:00
Благотворительные фонды
+7 (000) 000-00-00
http://www.pomogi-delom.ru
-->