Проповедь о.Андрея (Ефанова) о Страшном Суде
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
В Неделю о Страшнем Суде, как именуется сегодняшняя Неделя, сегодняшнее воскресенье, мы слышим слова Господни о том, каким образом будет совершаться Страшный Суд — что Господь отделит праведников от грешников и праведники пойдут в Царствие Небесное, грешники же в муку вечную. И критерием того, кто пойдет куда, служит не сколько мы прочитали молитв, не сколько мы постов соблюли, не сколько раз мы сказали «спаси Господи» - а то, как мы относимся к ближнему своему. Ведь любить Бога, не любя ближнего, невозможно, и поэтому, только тогда наше сердце исполняется Божией благодати, только тогда наше сердце становится открытым для Царствия Небесного и Царство Небесное как многоплодное дерево вырастает в нашем сердце, когда мы любим Бога, а если мы не любим ближнего - значит, не любим и Бога. Если нет в нашей душе этой любви - значит, мы пусты; значит, Царство Божие не для нас. Но какие же дела мы должны делать? Господь перечисляет эти дела. Голодного накорми, болящего посети; нужно помочь тому, кто находится в темнице; помочь тому, кто в путешествии нуждается, и каждому нуждающемуся нужно помочь и не оставить его. Как мы помним из другой евангельской притчи ту историю, когда человек, попавший в разбойники, был самарянином утешен, отвезен в гостиницу и именно он и был назван ближним и соответственно - ему, этому самарянину, ближним был, конечно же, тот человек, который впал в разбойники — то есть тот, кто нуждался в его помощи. И как часто мы проходим мимо нуждающегося; как часто мы человека, который кажется нам не близок, который кажется нам не нужен, кажется далек для нас - мы оставляем без утешения и без помощи и этим оставляем Христа. Оставляем Христа вне нашей души. Господь не может войти тогда в наше сердце - и тогда бесполезны наши молитвы, бесполезен наш пост, бесполезны прочие добродетели. Но для чего-то же они нужны - для чего-то нужен и пост, для чего-то нужны и молитвы. Нужны. Но нужны по двум причинам. Причина первая - это чтобы воспитать душу свою в любви к Богу и людям. Когда человек молится, когда человек соблюдает пост, то усиливается его вера. Мы помним, что евангелие учит нас, что маловерие уничтожается молитвой и постом, а если укрепляется в нас вера, то мы становимся ближе к Богу, и тогда остается лишь одно препятствие - нелюбовь к ближнему. Если мы не любим ближнего - значит, бесполезны все наши труды, а если любим ближнего - значит, эти труды помогут в нашем сердце возогреть, воспитать, взрастить Царствие Небесное. Вот для этого и нужно. А вторая причина, не менее важная — это то, что человек, который любит, допустим, свое чадо или своих родителей, не может не делать для них что-то доброе, не может прийти к родителям без подарка, пусть даже самого скромного, не может конфеткой или чем-либо другим не обрадовать ребенка - так и наши взаимоотношения с Богом, как с самым близким для нас, просто не могут быть без молитвы, без того, что радует Господа. Поэтому, когда мы молимся, прежде всего мы не исполняем какой-то дол, мы не делаем это только для пользы души - как и ребенок, улыбаясь своим родителям, делает это не для пользы и не из страха наказания (и такое случается - но значит, это мы уже неправильно воспитали этого ребенка), но радуется своему родителю просто потому, что он есть. Так поступают все младенцы, они еще не умеют льстить, не умеют врать. Но Господь говорит: «Если не будете как дети - то не войдете в Царствие Небесное». Поэтому молитва, доброделание, жизнь по заповедям Божиим нужны не для того, чтобы в Царствие Божие войти, а потому, что это есть нужда души. Естественная нужда, это естественное состояние, но у нас его нет; и раз у нас нет этого состояния - в чем наша беда? В том, что мы, к сожалению, не любим Бога. Нет в нас той любви, которая бы во всей полноте охватывала наше сердце. Мы верим в Бога, мы боимся греха, боимся Страшного Суда, мы в какой-то степени любим Бога, но наша любовь меньше, чем должна быть. А какая же должна быть любовь к Богу? Любовь к Богу должна быть такой, что она должна быть превыше всего земного. Ни детей, ни супругов, ни родителей, ни даже самого себя мы не должны любить как Бога. Почему? Потому что Бог - источник всего, источник даже любви, а значит - любая другая любовь, если она превыше, чем любовь к первоисточнику, любовь к изначальному - тогда она ложная или неполноценная. А как мы должны эту любовь возгревать? Молитвой и постом. Для этого и дается нам Великий пост, который наступит уже буквально через неделю. А каковы должны быть плоды этой любви? Не только молитва, не только воздержание, не только хранение себя от греха, но и любовь к ближнему, и те добрые поступки, о которых было сказано в Евангелии. Помочь нуждающемуся, и даже не нужно перечислять, какому нуждающемуся - алчущему, жаждущему, в темнице находящемуся, болящему, - зачем это все перечислять, если и так понятно - тому, что нуждается в нашей помощи. И тогда мы это сделаем Христу. Но не потому мы это сделаем Христу, что вот Господь может прийти под видом этого болящего, нас испытать или еще по какой-то причине, нет — а потому что все мы - части тела Христова и то, что мы делаем одному человеку, мы делаем Богу, мы делаем это Христу по той причине, что Господь печется о всех нас и печется о том, чтобы и мы, сделав доброе дело, стали частью тела Христова, то есть Церкви Святой, Единой, Соборной и Апостольской. И тогда, когда мы станем частью Церкви Христовой, очистимся от всех грехов, а очистившись от всех грехов, войдем в Царствие Небесное и там увидим Бога. Увидим Бога — и Господь возрадует наше сердце, Господь напитает нас той пищей, которой нашей душе вечно не хватает. Эта жажда, этот голод духовный, который постоянно в душе, он восполнится лишь только в Царствии Небесном. А для этого нужно стремиться и для этого и даются нам дни Великого поста, чтобы, отложив всю суету, все ненужное, все бессмысленное, мы исполнились жизни в Боге. Молитвой, постом, воздержанием, несмотрением телевизора (это многих касается), мы можем изменить состояние своей души - не сами, Господь поможет нам, но мы должны приложить усилия. Если мы не будем стараться, то Господь ничего не сможет сделать, потому что Он не насилует нашу волю. Наша воля для Него священна, Он даже за наши грехи, если мы их делаем сознательно, не наказывает нас сразу. Почему? Потому что он понимает, что немощны и уважает наш выбор. И ведь в ад мы пойдем не потому, что Бог нас не любит, а потому, что это будет наш свободный выбор. И чтобы не было этого выбора - изменим свою жизнь, станем такими, чтобы войти в Царствие Божие. Станем теми, кто есть часть Тела Христова и тогда, войдя в Царствие Небесное, увидим Бога и прославим Отца, и Сына, и Святаго Духа и поклонимся Пречистой Божией Матери. Вот мы молимся Ей здесь и там; поклонимся, и обратимся к Ней как к нашей родной матери. И пускай все святые будут нашими заступниками и вместе с ними будем славить Бога во веки. Аминь.