Проповедь о.Андрея (Ефанова) о проведении воскресного дня
Всех поздравляю с наступлением воскресного дня. Воскресный день - это день, который мы должны посвятить всецело Богу. Каким образом мы его должны посвятить Богу? Это для каждого индивидуально. Кто-то проводит весь день в молитве, кто-то после посещения храма идет и помогает нуждающемуся - тому, кто не может обойтись без нашей помощи. Кто-то в этот день работает, и отличие от будничного дня заключается только в одном - что человек больше молится в этот день. Но как бы ни проходил воскресный день, мы должны помнить, что, кроме воскресного дня, каждый день нашей жизни должен начинаться с молитвы, пройти весь день в молитве и закончиться молитвой. Ведь живем мы для Царствия Божия, живем для того, чтобы Божия благодать наполнила наше сердце. Царство Божие, как мы неоднократно слышим из Евангелия, внутри нас есть; Царство Божие ширится в нашем сердце, растет в нашем сердце и наше сердце возводит до высоты благодати Божией и душу нашу вводит в райские обители. Поэтому чем больше мы трудимся для спасения своей души, чем больше заботимся о своей душе, тем больше пользы для нас самих. Если мы не ставим Бога и жизнь в Боге на первое место - тогда первое место занимает что-то другое, и чаще всего то, что занимает место Бога в нашей душе, совершенно недостойно этого места. Впрочем, ничего не может быть такого, что по достоинству может заменить Бога, однако же в нашем случае, к сожалению, то, что занимает нашу душу, когда не Господь царствует в нашем сердце, оно всё недостойно не только человека, недостойно вообще даже малейшего нашего внимания. Склоки, сплетни, пересуды, не обязательно с соседями на лавочке, часто это бывает с самим собой или вместе с телевизором - смотрим телевизор и понимаем порой, что в телевидении вся наша жизнь. Особенно страшно, когда люди смотрят сериалы и живут весь день переживанием чужой жизни - жизни, в которой нет места Богу. Страшно, когда христианин, который на исповеди кается в осуждении, кается в раздражении, в злобе, в прочих и прочих грехах, позволяет себе, смотря в экран этого ящика, испытывать подобные чувства и при этом совершенно даже не осознает, что это тот же самый грех. Еще хуже, когда героям этих фильмов мы позволяем убивать, обманывать, лгать, изменять, переживаем за них эти страсти и эти грехи и при этом именуем себя христианами. Это очень страшно, это страшное наше состояние. Но, кроме телевизора, бесы находят и другие возможности погубить нашу душу. Мы не можем найти себе достойного занятия, чтобы заполнить душу Божией благодатью. А почему? Потому что мало любим Господа, потому что в нашей душе - либо мы сами, либо наши дети, либо наши внуки, но никак не Господь. И надо серьезно задуматься, как изменить свою жизнь, как стать тем человеком, который рожден здесь, в земной жизни, но рожден для жизни вечной; как стать тем, чтобы всецело наша жизнь была посвящена Богу. Это не значит, что нужно оставить семью; это не значит, что нужно оставить домашних; это не значит, что нужно оставить работу и прочие попечения. Просто все это должно быть на втором месте, на первом же месте должен стоять Господь, на первом месте должен быть Бог. Господь, идя на крест, не отвлекался на прочую суету. Он всецело отдал себя ради нашего спасения, пошел на страдания и на мучения и воскрес во славе, и пришел к ученикам своим, и наставил их, как быть апостолами. И вот каждый из нас - тоже апостол; так будем подражать Христу, не отвлекаясь на второстепенное. Это не значит, что нужно забыть о своих близких и домашних, как я уже сказал. Господь, когда шел на страдания в Иерусалим, не забыл воскресить Лазаря, нашел на это время. Так и мы должны находить время для других людей, но самым важным должно быть спасение своей души и, по возможности, спасение душ своих близких, сродников, своих чад, своих внуков и прочих, прочих. И вот таким образом живя, заботясь о спасении, заботясь о том, чтобы угодить Богу, чтобы не согрешить перед Богом, мы можем спасти свою душу. Постараемся не забывать об этом не только в воскресный день, но и во все дни своей жизни, и да сохранит нас Господь своей благодатию и Пресвятая Богородица да не покинет нас, потому что мы не покинем Её, ибо Богородица печется о нас и молится и покрывает нас своим Честным омофором. Но лишь тогда мы можем это сделать, когда мы сами прибегаем к ее помощи; если мы отвергаем Ее, то, к сожалению, лишаемся Ее молитвенного заступничества, Ее благодатной помощи. Так же и святые: молимся мы ко святым - и они молятся о нас, помогают нам. Молиться нам заповедано друг за друга, и если святые о нас молятся — и мы должны молиться к ним. Таким образом воедино да соединится Церковь небесная и Церковь земная и будем всегда в Церкви земной, пока живы, и в Церкви небесной по преставлении в райские обители славить Отца, Сына и Святаго Духа, Единого Бога, Ему же слава во веки Аминь.